Фестиваль музыки, лендарта и перформанса «АртПоле» вырос из знаменитых «Шешор».
Но сегодня его облик отличается от материнского: с течением времени организаторы отказались от диктата «чистого» фольклора в пользу современных художественных практик.
Из старой концепции оставлен принцип open air, необходимый для игры с открытым пространством.
В этом году в Унеже Ивано-Франковской области с 10 до 14 июля будут играть свыше 300 участников из 12 стран мира.
Этника, конечно же, будет — в мастер-классах по лепке из глины и вырезанию вытынанок, например, или же во время репетиций хора «Як умієм, так і пієм», присоединиться к которому волен любой, независимо от вокальных способностей.
Однако на фестивале будут также открыты экологические мастерские по рециклингу (вторичному использованию отходов), а немецкие художницы Лиза Шмиц и Карлотта Брунетти расскажут о том, как пространство, беспомощно называемое нами «окружающей средой», может стать объектом искусства. Убедиться, что это не пустые слова, позволит выставка лендарта.
И все же львиную долю внимания посетителей «АртПоля» обязаны привлечь театрализованные перформансы и музыкальные проекты. Хотя бы потому, что нынешняя программа осмысленна и уже не похожа на печворк и after-party уличных исполнителей.
Когда на фестивальный лагерь опускается ночь и темнота наполняется странными звуками, наступает время театрализованных «страшилок». Тьюп, вокалист британской мультикультурной этно-техно-группы Transglobal Underground, под звуки терзаемого коллегой ситара расскажет древнеиндийскую легенду «Король и покойник» — о монархе, который вынужден перенести тело висельника. Но вот действительно ли тот умер?
Для создания тревожной атмосферы украинско-российская команда Gutzul Magic Foundation использует гуцульские заклинания и электронику. А самым ожидаемым событием должен стать спектакль «Альберт». Текст о мошеннике, неудачно продавшем душу дьяволу, написал Юрий Андрухович.
Автор (он же и вокалист), контрабасист Марк Токарь и певица Ульяна Горбачевская с помощью видеографики Анатолия Белова разыграют действо в жанре моралите и расскажут, как осенним днем 1641 г. бедолагу сожгли на львовской площади Рынок.
«АртПоле» никогда не делило музыкантов на хедлайнеров и «прочих». Это правило действует и сегодня. А вот лучшими среди равных обещают быть друзья «ВВ» — фолк-панк-трио Red Cardell, берущее за душу бретонскими, восточноевропейскими, североафриканскими мелодиями и диким вокалом Жана-Пьера Риу.
Безусловно, не останутся незамеченными финны из Faarao Pirttikangas, внешне похожие на вырвавшихся из резервации безумных фермеров, почему‑то одетых по‑городскому. Репертуар им под стать: блюз и рок в кабаретных тонах. Смешение стилей и эксплуатация любимых, но не родных звуков — характерная черта арт-полевых команд.
Белорусский Saraswati миксует эмбиент, чилаут и индийскую аутентику. Украинский «Фидель Трио Квартет» зажигает публику манушем — цыганским джазом. Влюбленные в арабские ритмы чехи из Evolution Dejavu строят из себя кочевников, которые освоили альтернативный рок, но не забыли, что у верблюда 26 аллюров, и честно пытаются передать это ритмически.
Кажется, только у коллектива Mavigiz, который выступит под занавес фестиваля, все на месте: турецкие музыканты поют турецкие народные песни и играют на турецких народных инструментах. Но они — исключение.