Один из немногих стоящих регулярных фестивалей, «Гольфстрим», был затеян затем, чтобы звучала хорошая камерная музыка, смягчая нравы. Ведь для того она и создана.
Концерты «Гольфстрима» скорее похожи на проекты, каждый с тематической концепцией и куратором: «Румыния», Viola Contemporary, «Сезонная музыка № 2», «Элегия» (при участии Национального ансамбля солистов «Киевская камерата») и «Сказка». Сыграют Вивальди, Шумана, Дебюсси, Бартока, Бриттена, Хиндемита, Сильвестрова, Станковича и еще полтора десятка авторов, хороших и разных. Главный гость фестиваля — британский альтист Пол Беккет, лауреат международных конкурсов, постоянный участник европейских фестивалей современной музыки, основатель и худрук Sevenoaks International Chamber Music Festival. Все остальные исполнители — киевляне, и случайных музыкантов среди них нет.
Это уже седьмой «Гольфстрим». Случаются они по два-три в год, по мере готовности: поговорить с композиторами, кто что пишет, пообщаться с музыкантами, кто что играет, придумать проекты, договориться о площадках и датах, успеть все отрепетировать. Фестивали как журналы: если после первых двух выпусков уцелел, то к шестому-седьмому входит в силу. Каждый концерт «Гольфстрима VII» тому подтверждение.
«Румыния», 23 октября: редкая возможность услышать флейту пана, известную также как сиринкс, в народной и композиторской румынской музыке — в дуэте с цимбалами (Георгий Агратина и Андрей Войчук). Другую часть румынских танцев исполняют традиционным инструментальным составом из двух скрипок и контрабаса. Между их короткими сетами — пьесы Макса Бруха, «Румынские танцы» Бартока, скрипичная соната Джордже Энеску и сюита Золтана Алмаши, одного из двоих сочинителей и организаторов фестиваля, отмеченного премиями в качестве и композитора, и виолончелиста.
Мастер-класс альтиста Пола Беккета, 26 ноября, и его рецитал Viola Contemporary, 27 ноября: эталонное исполнение современной музыки для альта — самого старшего из семейства скрипок и только в ХХ веке оцененного по достоинству композиторами. Эту музыку Беккет играет соло в первом концерте (Viola Spaces Гарта Нокса, Каденция польского авангардиста-патриарха Пендерецкого и Соната Дьердя Лигети, за исполнение которой альтист в прошлом году получил специальный приз на престижном конкурсе RNCM Viola Prize) и в дуэте с пианистом Виталием Кияницей и другими музыкантами ансамбля Sed Contra — во втором. Тут будут Бриттен, Хиндемит, Куртаг, Мартину, Мюрай и две мировых премьеры вещей украинских композиторов, о чем на сайте Беккета сообщается наравне с анонсом рецитала в британском St. Gregory's Centre for Music, что особенно приятно.
«Сезонная музыка № 2», 28 ноября: дань наступающей зиме в виде «Маленькой рождественской сюиты» Алмаши и его же струнного квартета «Колядки» в компании с «Временами года» Вивальди — всеми четырьмя. Вместо оркестра их сыграют в квартетном переложении, так что слышен будет не общий шум, а каждое стенание или взрыв струн под смычками.
«Элегия», 12 декабря: концерт с подзаголовком «К годовщине Революции Достоинства». Теплота певучего или шепчущего струнного оркестра в светлых, хотя и скорбных произведениях украинцев Валентина Сильвестрова на тему Ивана Карабица, Евгения Станковича, их ровесника Ашота Зограбяна и их преемника Алмаши, написавшего Концерт для контрабаса — жанр, не избалованный новинками (солист — Назар Стець).
Завершающий проект «Сказка», 15 декабря, насыщен всем добрым и солнечным: тут и «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, и «Легенда» Венявского с «Колыбельными» Пшибыльского и Елены Серовой, и «Сказка» Яначека, и «Сказочные картинки» Шумана, и две вещи Алексея Шмурака, второго сочинителя и организатора «Гольфстрима».
Все целиком складывается в такой примерно сюжет: музыкально-самобытная страна — глубокие отношения с одним инструментом — обстоятельства времени — печаль прощания — нежность и волшебство. Будем оттаивать постепенно.
Киев, Концертный зал Союза композиторов — 23 ноября, 17:00; 27 ноября, 19:00; 12 декабря, 19:00; 15 декабря, 19:00
Киев, Национальная музыкальная академия им. Чайковского — 26 ноября, 17:00
Киев, «Мастер-Класс» — 28 ноября, 20:00