Днепропетровская компания «Агенція передовых технологій» в течение последних нескольких месяцев зарегистрировала в Украинском институте промышленной собственности 39 патентов на промышленные образцы — распространенные автомобильные детали, а еще одна днепропетровская компания, «Дизайн Аутомотив» — 148 патентов в этой же сфере.
Компании получили эксклюзивные патенты на бамперы, фары, различные болты, шестерни, аккумуляторы, карданные валы, колесные диски, стеклоочистительные щетки, подшипники, тормозные колодки, стеклоподъемники и детали.
Согласно тарифам Кабмина, регистрация одного патента обходится в 800 грн. Таким образом, обе компании могли потратить на это не менее 150 тыс грн.
Свежие автомобилисты
Обе компании новые. Они созданы весной этого года. Владельцы компаний указали, что их основной деятельностью станет лизинг интеллектуальной собственности.
Этот вид бизнеса предусматривает выдачу разрешений на воспроизведение при производстве и поставке товаров запатентованных образцов, возможно, на условиях франчайзинга. За использование разработок владелец патентов вправе требовать роялти у производителей и экспортеров.
Руководитель «Агенції передових технологій» Сергей Ткаленко отказался комментировать детали своего бизнеса, сославшись на коммерческую тайну. Но директор «Дизайн Аутомотив» Максим Губа сообщил «Капиталу», что он собирается обезопасить свой бизнес по поставке автомобильных деталей от действий конкурентов. Каким образом он это будет делать, Губа не уточнил.
Согласно госреестру предприятий, одним из второстепенных видов деятельности «Дизайн Аутомотив» действительно является торговля деталями и оборудованием для автотранспортных средств.
Но как заявил Максим Губа, если ситуация с новым бизнесом будет совсем тяжелой, то компания сможет воспользоваться своим правом на патенты и потребовать причитающееся компании по закону вознаграждение.
Он добавил, что его предприятие имеет иностранные инвестиции. «Агенція передових технологій», согласно госреестру, на оптовую продажу не претендует. Примечательно — несмотря на то, что обе компании зарегистрированы практически в одно и то же время и в одном городе, Губа утверждает, что не знаком со своим прямым конкурентом.
Могут быть «тролли»
Советник юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Тарас Кислый говорит, что случаи регистрации патентов на детали автомобилей не единичны. Цель такой регистрации в случае, если компания не выпускает детали, по его словам, — препятствовать работе производителя либо взимать плату с торговцев и поставщиков.
187
патентов
на автомобильные детали получили две недавно созданные в Украине компании
«Причем крупный официальный поставщик может и не знать об этом, а платить отчисления будут мелкие торговцы», — говорит Кислый. Эксперт вспоминает, что в его практике тоже был случай, когда стороннее лицо зарегистрировало права на запчасти.
«Но впоследствии «тролль» сам аннулировал свои патенты, как только юристы вступили с ним в переписку», — говорит он.
По словам Кислого, в случае удачных переговоров, действия троллей можно пресечь в течение месяца. Если же обращаться в суд, то дело может затянуться на год, два или вовсе на пять лет. «Суд должен провести экспертизу, а она занимает много времени. Особенно если речь идет о сотнях патентов», — объясняет он.
Вдохновленные вешалками
Первыми крупными компаниями, которые столкнулись с правовыми претензиями от правообладателей на товары массового использования, стали розничные сети Fozzy Group и JYSK.
Компания «Космонава Украина» потребовала от них роялти за ввоз деревянных вешалок. Этот конфликт удалось урегулировать только в июне. Ритейлеры выиграли суд, доказав, что зарегистрированный патент не является новаторством.
А компания METRO Cash & Carry, к которой были выдвинуты подобные патентные претензии, пошла дальше. В начале года она подала на родственную к правообладателю компанию в суд за то, что по обращению последней на таможне была на месяц «заморожена» партия товара, а каждый день простоя обошелся в € 80. В конце июля суд обязал правообладателей выплатить компенсацию в размере 11 тыс. грн.