На прошлой неделе Укрстат опубликовал результаты украинской экономики за первый месяц 2016 года. В январе розничная торговля упала на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, промышленное производство — на 1,7%, сельское хозяйство — на 2,5%, а строительство — сразу на 11,4%. Сокращение всех этих показателей означает, что украинская экономика продолжает свободное падение.
Безусловно, цифры просадки всех секторов значительно ниже, чем в 2015 году. Но надо учитывать, что Украина в январе 2015-го и январе 2016-го пребывает в одинаковой ситуации: она фактически потеряла доходы с территории зоны АТО и пережила сильный девальвационный шок. Сравнение показателей января намного честнее, чем сравнение динамики последних двух лет, поскольку реальность, в которой существовала Украина в 2014 году и в 2015 году, кардинально отличается.
Согласно оптимистическим ожиданиям многочисленных прогнозистов — от НБУ до Всемирного банка — в 2016 году Украина продемонстрирует рост ВВП от 1% до 2%. Однако возможны ли эти оптимистические сценарии, если показатели всех основных секторов экономики Украины упали в январе 2016-го? И это при том, что в начале года присутствует эффект низкой сравнительной базы. Ведь в январе 2015-го в зоне АТО стояли практически все металлургические и коксохимические комбинаты. В то время как в январе 2016 года большая часть из них худо-бедно, но работала.
Более того, насколько оправданы надежды на экономический рост в условиях глубокого экономического и (гео)политического кризиса? Стоит напомнить, что экономика Аргентины после дефолта в 1999 году продолжала падение на протяжении четырех лет подряд, и это при том, что в Аргентине не было военного конфликта, и мировая экономика в начале 2000-х была в намного лучшей форме, чем сейчас. Так стоит ли ожидать, что Украина начнет быстро восстанавливаться в ситуации даже худшей, чем была в свое время Аргентина?
Падение агросектора: лидер не вытягивает
На протяжении последних лет экономисты, а вслед за ними и чиновники повторяют мысль, что наиболее перспективные отрасли Украины — сельское хозяйство и IT-сектор. Якобы именно эти отрасли смогут вытянуть экономику страны из кризиса. Однако в прошлом году агросектор показал падение на 4,8% в объемах производства по сравнению с прошлым годом, при этом экспортная выручка сектора упала на 10,8% за тот же период. Безусловно, показатели сельского хозяйства намного лучше, чем динамика других отраслей. Тот же экспорт в целом рухнул в прошлом году на 29,3%. Но очевидно, что вытянуть украинскую экономику в одиночку агросектор не сможет.
Хотя Укрстат еще не опубликовал данные по экспорту за первый месяц 2016 года, мы уже можем утверждать, что объемы сельскохозяйственного экспорта в январе значительно упали. Так, перевозки зерновых грузов рухнули на 26% в сравнении с январем 2015-го, согласно данным того же Укрстата. Первый квартал — традиционно активный сезон для продаж яровых культур, прежде всего кукурузы. Однако в этом маркетинговом году урожай данной культуры сократился на 20%, а значит, еще глубже упал и экспорт. Именно слабая динамика экспортной выручки со стороны зернотрейдеров повлияла на раскачку курса гривны в начале года.
При этом перспективы нового урожая в этом году не самые радужные. Из-за неблагоприятных погодных условий прошлой осенью посевы озимых культур сократились на 20% до 7,1 млн га, при этом 800 000 га из них придется пересевать, поскольку, по информации Министерства аграрной политики, озимые на этих площадях не взошли. То есть урожай озимых культур может сократиться на 30% в этом году.
Конечно, высвободившиеся площади можно засеять яровыми культурами, но их себестоимость значительно выше озимых. Ведь для семян кукурузы и подсолнечника используются дорогие импортные семена, в то время как для озимой пшеницы и ячменя можно использовать более дешевые семена отечественной селекции. Необходимость пересевать значительные площади существенно увеличит затраты фермеров на весеннюю посевную в условиях ограниченного доступа к финансированию. При этом, если в прошлом году аграрии могли использовать спецсчета НДС для пополнения оборотного капитала, то в этом году сельхозпроизводители, занятые в растениеводстве, могут использовать только 25% от аккумулированных сумм на спецсчете. Все это вызывает серьезные опасения, что динамика агросектора может продолжить падение и в этом году.
Падение IT-сектора: перспективы не спасают
Укрстат сообщает, что в 2015 году экспорт IT-услуг сократился на 12,9% — до $967 млн. Безусловно, данные Укрстата не могут претендовать на абсолютную точность. Они показывают динамику только тех IT-компаний, которые работают «в белую». Если исходить из количества программистов в 75 000 человек, оборот украинского рынка IT-аутсорсинга может составлять $1,8 млрд, согласно оценкам МВФ. Но даже если отложить споры об объеме рынка, данные Укрстата вполне точно отражают его динамику. Если в 2014 году экспорт IT-услуг вырос на 13,6%, а в 2013 году — на 36%, то в 2015-м происходит резкое падение на 12,9%. Причем происходит оно на фоне громких обысков в украинских технологических компаниях. Надо понимать, что IT-бизнес очень мобилен, и может легко уехать из страны. Украинский IT-сектор и так испытывает отток кадров, а административное давление может только усилить эту тенденцию.
Вскоре IT-компании, работающие «в белую», получат неожиданный подарок от государства — сокращение ставки ЕСВ до 22%. Однако даже при этом налоговая нагрузка на сектор выглядит запредельной: в целом нагрузка на фонд оплаты труда, включая подоходный налог, военный сбор, составляет 41,5%. При этом украинские IT-компании платят все остальные налоги: налог на прибыль, НДС и др.
В то же время, для сравнения, компании-резиденты белорусских IT-парков полностью освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на недвижимость, таможенных пошлин. На такие компании не распространяется требование об обязательной продаже валютной выручки. Ставка подоходного налога для программистов составляет всего лишь 9%. Более того, белорусские IT-компании имеют право получить 50%-ную скидку на аренду офиса в технопарках. Неудивительно, что экспорт IT-услуг из Беларуси за 9 месяцев 2015-го вырос на 19,4%. А продукты белорусских программистов, такие как Viber и World of Tanks, известны во всем мире.
Какими бы ни были светлыми перспективы у украинского IT-сектора, без адекватной государственной политики, направленной на поддержку, наша IT-отрасль не сможет стать драйвером роста для Украины.
О бедной промышленности замолвите слово
Украинские чиновники и политики, как мантру, повторяют мысль, что наиболее перспективными отраслями нашей экономики являются аграрный сектор и IT. Хотя, как следует из изложенного выше, статус «перспективных» и внимание чиновников ничего не дают этим отраслям. А отсутствие даже декларативного внимания к промышленности со стороны государства удивляет. Такое впечатление, что промышленность мы уже потеряли, потому и нет особого смысла вспоминать о ней всуе.
Это далеко не так. Даже в сегодняшних тяжелейших условиях украинские промышленные предприятия могут наращивать объемы производства. Так, например, незаметно происходят процессы импортозамещения в производстве сельскохозяйственной техники. В январе 2016 года производство тракторов выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство сеялок и дисковых борон — на 11,5% и 35,2% соответственно.
Продолжает расти производство электрического оборудования, которое выросло на 4,7% в январе 2016-го в сравнении с январем прошлого года. А производство стиральных машин демонстрирует феноменальные темпы роста. В январе объем производства возрос на 77,9%. Такой рост связан с деятельностью фабрики Electrolux в Ивано-Франковске, которая является на самом деле идеальным, хотя и практически единственным примером успешных инвестиций в украинское машиностроительное предприятие. Европейские инвесторы вложили деньги в украинский завод, модернизировали его, и начали поставки на европейский рынок.
Однако для того чтобы реанимировать украинскую промышленность, нужно открыть десятки таких фабрик, аналогичных Electrolux, по всей стране. А это упирается в ту же самую инвестиционную привлекательность, улучшение соблюдения законов и работы судебной системы, о чем все уже устали говорить. Потенциал выгодного географического положения и высокого уровня образованности нужно реализовывать, иначе Украина, как и некоторые вечно «подающие надежды» спортсмены, может превратиться в некогда перспективного игрока без шансов пробиться в высшую лигу.
Афтор явный бытовой сепар:
1) Во первых тема Путина не раскрыта.
2) Не раскрыта тема, что в московии все еще хуже, и московиты едят ежей от голода.
3) Как можно (КАК !?!) говорить, что Украина " фактически потеряла доходы с территории зоны АТО
". Все знают, что это были дотационные регионы, населенные ленивыми ватниками и без них Украине гораздо легче стремиться к аграрно-хайтековскому будущему