В условиях политического кризиса и вероятной отставки правительства Арсения Яценюка, Кабмин решился обнародовать свой план действий на 2016 год. Принятие программы в Верховной Раде традиционно может стать для правительства иммунитетом от увольнения. В то же время, и нынешний документ достаточно качественный, с конкретными целями и задачами, сроками реализации и результатами. Но сейчас это выглядит не более, чем попытка сохранить премьерское кресло и обелить себя в глазах общественности.
Для премьера Арсения Яценюка это уже вторая программа деятельности для его Кабмина. Правительственный план на 2016 год был утвержден министрами еще 11 февраля, за несколько дней до рассмотрения в парламенте отчета о работе Кабмина за прошлый год и голосования за недоверие нынешнему составу Кабинета Яценюка. Напомним, тогда отставка так и не состоялась, хотя деятельность и была признана неудовлетворительной.
На том заседании Рады, как говорят источники издания в правительстве, премьер-министр собирался представить свой план работы на 2016 год. Мол, он не просто пришел послушать критику депутатов, а имел конкретные предложения по реформированию каждого направления в стране и был готов обсудить их с коалицией. Но в итоге программа тогда так и осталась тайной.
До последнего момента ее не видели даже в профильных парламентских комитетах. Официальная версия этому — план деятельности дорабатывается, неофициальная заключается в политической мотивации. Теперь, когда политический кризис достиг пика, а вероятность отставки правительства стала еще более реальной, Арсений Яценюк решился на обнародование документа. И теперь, по версии собеседника в Кабмине, имеет козырь в рукаве. Хотя и выглядит это сейчас, как попытка сохранить премьерское кресло и обелить себя в глазах общественности.
Документ носит достаточно конкретный характер. В нем 343 страницы и 379 детальных, предметных задания, которые помимо правительства, должны реализовывать еще и Верховная Рада, и президент. Каждый из 4 блоков плана деятельности-2016 содержит цели и задачи, сроки реализации и результаты. Предыдущая программа, рассчитанная на 2015 год, носила более декларативный характер.
«В новой программе много правильных вещей, связанных с дальнейшей дерегуляцией, налоговой реформой, гармонизацией с европейским законодательством, поддержкой национального экспорта, борьбой с коррупцией, реформой системы стратегических коммуникаций, децентрализацией, которые необходимо осуществлять прямо сейчас, — говорит руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. — Но, к сожалению, практически отсутствует фокус на инструментах поддержки реального сектора экономики в условиях кризиса, создания новых рабочих мест, качественного перезапуска и модернизации экономики в целом». Но, в любом случае, для успешной реализации предложенной Кабинетом Яценюка стратегии, уверен Забловский, необходима консолидированная работа в треугольнике «трех П»: Президент-Парламент-Правительство. В противном случае, этот документ рискует остаться очередной декларацией о намерениях и профанацией реформаторских ожиданий общества.
Как рассказывает замминистра экономразвития и торговли Юлия Клименко, несмотря на то, что с программой можно работать, для ее выполнения необходим человеческий ресурс.
«Ресурс не мощный, у нас не прошла реформа публичной администрации, имеется ввиду госслужбы и структур, — поясняет Клименко. — Нужна свежая кровь, новые люди. Это должна была быть реформа № 1. Без реформирования изнутри что-то сложно делать, так как остаются старые люди». Кроме того, соглашается она с Забловским, многие реформы зависят от решений парламента, например, вопросы приватизации, корпоративного управления, дерегуляция и развитие государственного частного партнерства.
Предлагаем читателям ознакомиться с ключевыми параментрами правительственной программы-2016.
Кабмин опять обещает достойные зарплаты госслужащим. Уже к середине лета чиновники могут рассчитывать на финансирование их зарплатного фонда, в том числе, и за счет денег ЕС. Помимо этого, с коррупцией будут бороться с помощью НАПК, электронного декларирования, а у беглых чиновников — арестовывать активы.
Деятельность Кабмина по упрощению работы бизнеса содержит наибольшее количество предложений. В черновом варианте программы этот блок чиновники назвали Easy Business. Помимо поддержки экспортеров, дерегуляции, развития инфраструктуры и электронных сервисов, правительство в условиях кризиса не отказывается от идей приватизации и открытия рынка сельхозземель. В то же время, чиновники не замечают необходимости проведения масштабной налоговой реформы, а намерены лишь реформировать структуру ГФС.
В сфере нацбезопасности и обороны правительство намерено продолжить модернизацию и закупку военной техники, а также реформировать систему мобилизационной подготовки. Одно из направлений — создание Военной полиции с правом ОРД и досудебного следствия. Кабмин также не оставляет попыток вернуть оккупированные территории и интегрировать Украину в ЕС.
В Кабмине обещают, что в 2016 году реформа полиции будет продолжаться. Например, планируется создать универсальную службу участковых и новый call-центр на базе 102. Кроме того, министры намерены реализовать судебную реформу, в частности, ввести систему принудительного выполнения решений судов.
Энергетическая независимость — главная в повестке Кабмина и на этот год. Амбиции чиновников заключаются в формировании новых моделей энергорынков. Буквально к июлю страна может лишиться зависимости от импорта российского ядерного топлива, к октябрю — будет подготовлена к переходу на новые правила тарифообразования, а в декабре — завершится реструктуризация НАК «Нафтогаз-Украины». Такие сжатые сроки ставят под сомнение реальность заявленных планов.
Децентрализацию в Кабмине считают залогом «национального успеха». Впрочем, блок содержит мало конкретики. Эффективность реализации планов по децентрализации во многом будет зависеть от принятия новой редакции Конституции в части изменения административно-территориального устройства страны.
В приоритете Кабмина в сфере здравоохранения — новые стандарты медицины. Прежде всего, планируется реформирование системы оказания медуслуг и гарантирование украинцам бесплатного пакета медпомощи. Одна из первоочередных задач Минздрава — доступность качественных и эффективных лекарств.
Образование для Кабмина — «основа новой страны». Но, несмотря на это, чиновники продолжат политику оптимизации количества учебных заведений. Например, речь идет о сокращении числа интернатов для детей-сирот, а также ПТУ. В этом, в частности, «обновленное содержание образования».
Реформы в социальной сфере представляются Кабмину в основном в виде написания стратегий и концепций. Достаточно неконкретно выписаны пенсионная реформа и политика занятости населения. К середине лета Минсоцполитики намерено пересмотреть порядок получения жилищных субсидий, однако в чем суть изменений пока не ясно.
Правительство планирует в этом году сделать акцент на продвижении Украины в мире как «национального культурного продукта». Также хотят открыть страну для потока туристов.