Таможня долгие годы является самой «коррупционноемкой» и сложно поддающейся реформированию государственной институцией в Украине. Причем, ни объединение с Налоговой службой под крышей Государственной фискальной службы, ни смена руководства не способствуют повышению прозрачности в работе ведомства. Как и раньше, потери государства от коррупционных схем в ходе проведения таможенных процедур оцениваются в 50-100 млрд гривен ежегодно.
Арсений Яценюк на прошлой неделе в ходе заседания правительства анонсировал масштабную таможенную реформу. Главное ее предназначение – искоренение коррупции и создание максимально прозрачных условий для бизнеса. С этой целью сразу четыре таможни (Волынскую, Закарпатскую, Львовскую и Черновицкую) планируют передать в управление частным иностранным компаниям.
Вопрос политической воли
Правительство обозначило реформу таможен одним из главных приоритетов на 2016 год. Напомним, с января этого года начала свою работу и программа TWINNING – проект ЕС, согласно которому консорциум европейских партнеров в составе Германии, Польши и Литвы будет способствовать переходу украинской таможни на новые стандарты работы. На реализацию программы Евросоюз выделяет почти 2 млн евро.
Со своей же стороны Кабмин уже в который раз заявил о готовности передать в управление иностранным частным компаниям четыре региональные структуры в Западной Украине. Это учитывая, что аналогичные планы Арсений Яценюк озвучивал еще в июне прошлого года.
В том, что у Кабмина хватит политической воли начать реформу не только на бумаге, сомневается член парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Оксана Продан. «Во-первых, они говорят об этом уже второй год, как и о многом другом. Во-вторых, законов, позволяющих такое делать, нет, а действующий Таможенный кодекс Украины такой возможности не предусматривает. И, в-третьих, если действующее правительство не может справиться со своей коррупцией, нужно менять его состав, а не приватизировать государственные функции», – перечислила она в комментарии изданию.
Впрочем, к ускорению реформы Кабмин могут подтолкнуть объективные экономические показатели. По итогам 2015-го импорт в Украину сократился более чем на 33%, а в условиях кризиса реального сектора экономики именно таможня могла бы стать одним из главных доноров государственной казны.
Кроме того, как раз с 2016 года на полную мощность должна заработать всеобъемлющая зона свободной торговли с ЕС. А значит, заинтересованность европейцев в наведении порядка на украинской таможне многократно возрастет, и будет четко артикулирована.
Работа в теории
Механизм, предложенный Яценюком, предусматривает передачу управления отдельными таможнями частным компаниям, имеющим опыт оптимизации бюрократических процедур и упрощения оказания государственных услуг. По идее, это должно исключить коррупционную составляющую и привлечь дополнительные средства в бюджет.
Кроме того, либерализация работы таможни должна простимулировать приток импортеров, многие из которых избегают работы в Украине как раз из-за непрозрачности и чрезмерной бюрократизации. Какие именно компании Кабмин планирует привлечь, пока неизвестно. Ранее упоминалась британская фирма Crown Agents.
Аналогичный опыт реформирования таможенной сферы имеют многие европейские страны. Наиболее свежие примеры – Латвия и Албания. То, что при проведении действительно прозрачной и комплексной реформы по сотрудничеству с иностранными компаниями Украину может ждать положительный результат, подтверждает глава Ассоциации таможенных брокеров Украины Николай Мироненко.
«Учитывая международный опыт, такая реформа способна оказать позитивное воздействие на работу всей таможенной системы. Но это возможно, только если такой эксперимент будет публичным и максимально открытым для общества», – говорит эксперт.
В то же время Мироненко отмечает, что власти придется решать целый ряд проблем, связанных с привлечением иностранных компаний: «Пока неясно, как власть собирается решать вопрос обязательного гражданства Украины для служащих таможни. Возможно, иностранные компании будут привлечены как консультанты».
Оплата услуг частных компаний может при этом осуществляться не из средств госбюджета Украины, а за счет международных партнеров, что должно нивелировать коррупционную составляющую.
Сторонники реформы подчеркивают, что важно сейчас «обкатать» формат работы именно на четырех таможнях Западной Украины, что позволит позже успешно перенести этот опыт и на другие области. «Проводить реформу сразу по всей стране сложно и финансово, и организационно. Кроме того, цена ошибки на четырех пилотных таможнях не так катастрофична, как в масштабах всей страны. Будет время и возможность внести нужные коррективы», – считает Николай Мироненко.
Критики же реформы, напротив, говорят, что ввод иностранных консультантов в отдельных областях может привести к системным нарушениям в работе таможенной системы Украины.
«Главным последствием реформы станет нарушение таможенного баланса, потому что, создав лучшие условия на одних пунктах пропуска, потеряется какой-либо смысл пользоваться традиционной государственной таможней», – негодует член комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Головко.
Безопасность и суверенитет
Как бы там ни было, перед началом реформирования таможни Кабмину придется уладить целый ряд законодательных моментов. Ключевые из них – системные правки в Таможенный кодекс и смежные нормативно-правовые акты.
Пока украинское законодательство исключает возможности передачи таможенных функций в частные руки. Если же реформу таки решат проводить через институт консультирования, возникнет риск столкнуться с очередной декорацией, прикрывающей старые схемы – статус консультанта исключает управление таможенным органом, а значит, иностранцы смогут лишь советовать, но будут полностью лишены властно-распорядительных функций.
Для того чтобы полномочия частных компаний были достаточными, власть должна предусмотреть процедуру пост-аудита и контроля госслужащих. Именно такие возможности иностранные консультанты получили в Латвии. Но и Латвия, и Албания – маленькие государства размером с одну из украинских областей, соответственно, там этот процесс было организовать гораздо проще.
Помимо этого, приватизация государственных функций многими экспертами рассматривается как признак десуверенизации Украины. «Если государство теряет контроль над таможенными операциями, оно уже не сможет контролировать, что именно и как поступает на территорию страны. Кроме того, реформа явно навязана нам извне», – уверен Михаил Головко.
Концептуально придется подходить и к вопросу государственной тайны, ведь таможня является одним из тех органов, которые обеспечивают госбезопасность. Поэтому нужно будет либо вносить изменения в соответствующий закон, либо четко определять полномочия иностранных компаний.
Стоит напомнить, что украинский Кабмин уже имеет опыт работы с западными консультантами в ходе реформирования государственных органов. В частности, при создании печально известного Министерства доходов и сборов правительство Николая Азарова тоже консультировалось с таким мировым гигантом, как Price Waterhouse Coopers, но на результативности работы это отобразилось весьма косвенно.
В качестве альтернативы правительственной реформе таможенной системы рассматриваются наработки Верховной рады. Так, группой депутатов уже зарегистрирован законопроект № 3763, согласно которому таможню снова могут вывести из-под ведомства Государственной фискальной службы. Парламентарии настаивают на том, что субъектность таможни и ее взаимодействие с Минфином могут стать ключом к эффективной работе ведомства.
Пока же парламентские инициативы все так же далеки от реального воплощения, как и инициатива Арсения Яценюка, которому тоже придется убеждать Раду в обдуманности и резонности своих предложений. А это говорит о том, что анонсированную таможенную реформу ждет еще не одна редакция и увесистый пакет законопроектов, которые премьер-министру придется проталкивать через сессионный зал.