Кабинет министров обнародовал утвержденную государственную программу развития автодорог на 2013‑2018 гг. В документе правительство ставит амбициозную цель: меньше чем за шесть лет построить и реконструировать 1,5 тыс. км дорог, а также провести ремонт более 24 тыс. км дорог.
Согласно расчетам Министерства инфраструктуры, подготовившего программу, на ее реализацию потребуется свыше 214 млрд грн. Причем основная часть средств — 133,5 млрд грн — будет взята из госбюджета.
В то время как финансирование за счет частных инвесторов, с которыми государство намерено сотрудничать на условиях концессии, предусмотрено лишь в размере 20 млрд грн. Но деньги инвесторов, согласно программе, власти намерены начинать привлекать только с 2015 г.
Морально устаревшие дороги
Как сказано в аналитической записке к программе, техническое состояние дорожной инфраструктуры в полной мере не обеспечивает быстрой и безопасной перевозки пассажиров, а также мешает развитию транзитных перевозок.
Это, в свою очередь, негативно сказывается на экономической составляющей транспортной отрасли. В частности, авторы документа обращают внимание и на то, что существующая сеть автодорог была адаптирована под нужды экономики СССР и сегодня уже не отвечает потребностям Украины.
К примеру, 65 % мостов было возведено по советским нормативам еще в 1970‑х годах. К тому же, по словам председателя «Укравтодора» Евгения Прусенко, ежегодно увеличиваются потери экономики от некачественных дорог. Накануне чиновник заявил, что ущерб государства от плохих трасс составляет 55 млрд грн в год. Хотя еще в 2001 г. убытки были почти в три раза меньше.
По мнению экспертов, озвученный ущерб — результат неэффективного и недостаточного финансирования дорог со стороны государства. По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, исходя из примеров западных государств, нормальный уровень финансирования дорог составляет порядка 4 % от ВВП, в то время как в Украине он едва превышает 1 %.
А согласно результатам исследований Государственного дорожного научно-исследовательского института им. М. П. Шульгина, за последние 10 лет уровень финансирования составлял 14‑34 % от минимально необходимой потребности на ремонт и содержание сети автодорог.
«Из-за недостаточного финансирования нарушались межремонтные нормативные сроки, не было возможности осуществить техническое переоснащение дорожной отрасли, широко применять новые технологии», — признает Мининфраструктуры в своих выводах.
Концессия на перспективу
Утвержденная правительством смета программы не окончательная и может быть откорректирована. В пояснении к документу сказано, что несмотря на предоставленные расчеты объем финансирования будет определяться ежегодно при разработке проекта госбюджета.
В правительстве рассматривали несколько вариантов реализации программы: первый — за счет частных инвестиций, второй — равномерного финансирования из госбюджета и денег концессионеров и третий — преимущественно за счет госбюджета, на котором, по сути, и остановились.
Хотя ранее Кабмин уже утвердил планы строительства ряда дорог на условиях концессии, такой вариант повсеместного развития дорожной инфраструктуры пока не нашел поддержки. В министерстве признают, что использование платных трасс — достаточно сложная задача.
В сопроводительной документации к программе говорится, что, например, в Великобритании единственная платная дорога была введена в эксплуатацию после двадцатилетних споров. А в США, где сеть автомобильных дорог является наиболее разветвленной в мире, доля платных дорог незначительна — 0,11 % от общей протяженности.
«В то же время в Украине состояние существующих автомобильных дорог характеризуется крайне низкими транспортно-эксплуатационными показателями по сравнению с европейскими странами», — отмечается в документе.
14‑34 %
средств
от их минимальной потребности
составляло последние 10 лет финансирование дорог
Учитывая прямую зависимость программы от государственной казны, опрошенные эксперты не берутся прогнозировать ее выполнение. Но предыдущую подобную программу, рассчитанную на 2007‑2011 гг., правительству практически удалось профинансировать.
На ее выполнение было направлено 62,2 млрд грн, что составляет 93 % от запланированных объемов. И хотя это значительно меньше, чем предполагается новой программой, наиболее стабильным источником финансирования оказался госбюджет. Поступление средств из него было выполнено на 115,7 %, тогда как финансирование от местных бюджетов составило лишь на 56,4 %, и на 84 % — из других источников.
Ага, эти деньги они только на бумаге и выделяют. У нас уже в дорожной отрасле аи работать некому. У кого руки выросли с правильного места давно уже уехали работать в Росию. За копейки что якобы платят в Украине , и то на бумаге, дешевле ничего не делать. Хай мене Бог милує щоб явернувся в тепекло.
укравтодор с головой недружит простая арифметика 1км стоит 3млн дол - значит-1000=3млрд по курсу 25млрд гривен таким образом 1.5 тис км стоит37-40млрд гривен а вот ремонт такой какой делают унас неможет стоить еще 200млрдов гривен и последнее а сколько у нас собирают с автомобилистов в виде налогов и на бензин в том числе---вот и ответ сдесь кроится---