За девять месяцев объем сделок слияний и поглощений с участием украинских компаний превысил объем подобных сделок за два предыдущих года, а средняя сумма сделки вернулась к докризисному уровню. Как сообщили «Капиталу» в международной компании Dealogic, в январе-феврале 2013 г. с участием компаний из Украины было заключено 156 сделок M&A на общую сумму $ 3,6 млрд. За весь 2012 г. сумма аналогичных сделок была вдвое меньше — $ 1,8 млрд. Годом ранее эта цифра также была ниже — на уровне $ 2,3 млрд. Сопоставимая сумма в последний раз была достигнута лишь в 2010 г.
Корпоративный ренессанс
Настолько значительного улучшения объема M&A с участием украинского бизнеса удалось достичь благодаря восстановлению интереса инвесторов. Как и в прошлом году, 94 % сделок — 146 из 156 — касались приобретения отечественных компаний. На эти цели было потрачено $ 3,4 млрд. При этом если в целом объем сделок, касавшихся Украины, за три четверти года оказался вдвое больше, чем за весь предыдущий год, то объем сделок, где объектом покупки выступала местная компания, обогнал соответствующий показатель 2012‑го еще сильнее — в 2,5 раза. Для сравнения, оба показателя демонстрировали лишь снижение в 2010‑2012 гг. после того, как украинская экономика сократилась на 14,8 % в 2009 г., и инвесторы стали придерживать капитал для поддержки собственных компаний вместо того, чтобы тратить его на покупку новых.
Директор ИК Dragon Capital Дмитрий Тарабакин связывает активизацию покупки украинских активов с двумя тенденциями. Первая — активная замена иностранных собственников местных активов украинскими. Как отмечает генеральный директор ИК SP Advisors Ник Пиацца, иностранных инвесторов беспокоит состояние украинской экономики. Напомним, по июльским оценкам S&P Capital IQ, вероятность дефолта Украины в течение следующих пяти лет составляет 44,25 %. Также, по мнению Тарабакина, иностранный бизнес покидает страну из‑за того, что условия ведения бизнеса здесь для него некомфортны.
«В частности, отсутствие судебной системы и «нетрадиционные» методы ведения налоговой политики», — приводит пример инвестбанкир. Напомним, с начала 2012 г. индекс инвестиционной привлекательности, который ежеквартально публикует Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА), находится на дне с минимальными колебаниями. Согласно последнему исследованию, обнародованному в июле, 88 % опрошенных иностранных компаний, работающих в нашей стране, считают местную деловую среду неблагоприятной для инвестирования. Среди основных проблем бизнесмены называют проблемы с налоговой системой — внеплановые проверки, авансовые платежи по налогу на прибыль и невозвращение НДС. Не стоит игнорировать и глобальные сдерживающие факторы. Из-за неустойчивости мировой экономики инвесторы сегодня более склонны совершать M&A на родине, чем за границей. Если глобальный объем сделок слияний и поглощений вырос в январе-сентябре на 13 %, до $ 2,02 трлн., по сравнению с аналогичным периодом, то объем трансграничных сделок, наоборот, сократился до $ 564,2 млрд — минимального для этого периода уровня с 2009 г., а их число — до минимума с 2004‑го.
Вторая тенденция — укрупнение украинского бизнеса. «Украинская экономика падает — по нашим прогнозам, отечественное промышленное производство сократится на 6 % в 2013 г. В то же время местные заемные ресурсы — дорогие, а внешние — труднодоступные, особенно для малого и среднего бизнеса», — говорит Тарабакин. Поэтому владельцы многих небольших компаний ищут пути выхода из инвестиций, в том числе через продажу бизнеса более крупным, которым проще привлечь заемные ресурсы как в Украине, так и за рубежом. Благодаря этому большинство сделок M&A — это покупка большими бизнес-группами маленьких компаний, отмечает Ник Пиацца, приводя в пример покупку группой компаний ВЕТЭК Сергея Курченко медиахолдинга United Media Holding group. При этом выставленные на продажу активы сейчас стоят дешевле, чем будут стоить в следующем году в случае оживления украинской экономики, соглашаются оба инвестбанкира.
Свои на своих
Статистика подтверждает обе тенденции — вкус к приобретению украинских активов развился преимущественно у украинских же компаний. Из девяти крупнейших сделок M&A, где объектом покупки выступали местные активы, в семи случаях покупателем являлась также украинская компания. Самым крупным приобретением украинской компании с начала года стала покупка холдингом Дмитрия Фирташа Group DF медиагруппы Inter Media Group за $ 2,5 млрд. К семерке сделок относятся покупка агрохолдингом Kernel Андрея Веревского 80 % акций компании «Дружба Нова», Дельта Банком — Астра банка, харьковским ФК «Металлист» Сергея Курченко — местного стадиона, группой компаний ВЕТЭК — Одесского нефтеперерабатывающего завода, AT Business House Helena — 9,4 % акций «Мотор Сич». Вместе эти семь сделок составляют 84 % M&A с участием украинской стороны и 89 % объема сделок, в ходе которых покупались украинские активы. В то же время самая крупная с начала года сделка, когда украинскую компанию приобретала иностранная, была в разы меньше самой крупной, где украинский бизнес представлял обе стороны. Таковой стало приобретение ирландским CRH украинского цементного завода «Миколаївцемент» за $ 125 млн.
Впрочем, украинский бизнес также пока с осторожностью относится к заграничным покупкам. В десятке крупнейших сделок M&A с участием Украины лишь в одной украинская компания покупала активы за рубежом. А именно — Ferrexpo Константина Жеваго приобрела в Бразилии 14,4 % акций железнорудной компании Ferrous Resources. По мнению Ника Пиаццы, это объясняется тем, что украинские компании больше фокусируются на внутреннем украинском и местном региональном рынке сбыта, где слабее конкуренция и «есть возможность договориться», в отличие от западных экономик, где приходится работать в рыночных условиях.
Меньше, но дороже
Улучшился и аппетит инвесторов: теперь они совершают меньше покупок, но готовы тратить более крупные суммы на каждое из своих приобретений, говорится в отчете Dealogic. В 2011‑2012 гг. средняя сумма сделки слияния и поглощения с участием украинской стороны постепенно уменьшалась. Если в 2010‑м она составляла $ 20,9 млн, то в прошлом году снизилась до $ 8,5 млн. Текущий год стал первым после двух лет сокращений, когда средняя сумма сделки стала расти. Причем существенно — в 2,7 раза. В январе-сентябре этот показатель составил уже $ 23,3 млн. В последний раз больше было еще до начала глобального финансового кризиса — в 2007 г.
Однако этот позитив — лишь статистическая иллюзия. Как объясняет Дмитрий Тарабакин, резкое увеличение средней суммы сделки произошло за счет одного единственного нестандартно большого соглашения — покупки холдингом Group DF медиагруппы Inter Media Group за $ 2,5 млрд. Собственно, она обеспечила 69 % объема M&A с участием украинской стороны и 73 % объема сделок, в ходе которых покупались украинские активы. В результате эта сделка сильно подняла «среднюю температуру по комнате». Без ее учета средняя сумма M&A оказалась даже ниже прошлогодней — всего $ 7,3 млн. Это также вполне соответствует глобальным тенденциям — средняя сумма сделки в мире с начала года составила около $ 7,7 млн. Поэтому однозначно говорить о восстановлении аппетита инвесторов к покупкам активов преждевременно.