На рынке коммерческих автомобилей покупают преимущественно подержанные машины.
По данным профильной ассоциации «Укравтопром», продажи вообще за январь-июнь текущего года выросли на 32 % — до 65 тыс. штук по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
При этом реализация старых автомобилей увеличилась на 48 % — до 57,6 тыс. единиц, а новых сократилась на 29 % — до 7,4 тыс. машин.
Подержанные автомобили, рассказывает «Капиталу» эксперт рынка Павел Козюба, приобретают преимущественно представители малого и среднего бизнеса.
По его словам, в нашей стране практически не производится специальная коммерческая техника, поэтому украинские предприниматели вынуждены ее импортировать.
«Строительные компании покупают строительную технику, например, бетономешалки, а предприятия пищепрома завозят молоковозы и пр. Правда, везут технику пяти- или десятилетней давности», — поясняет эксперт.
Предприниматели вынуждены покупать подержанную технику, поскольку им практически недоступны лизинговые или банковские программы, а на новые автомобили не всегда хватает денег.
«Я не знаю, что следует перевозить, чтобы окупить покупку автомобиля под примерно 25 % годовых в гривне или в валюте под 12 %», — продолжает Павел Козюба.
Такие ставки он называет непосильными для мелкого бизнеса. Ставки лизинговых компаний находятся на уровне 20 % годовых в гривне и 14 % в валюте, уточняет генеральный директор ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марина Масич и добавляет, что такие ставки незначительно отличаются от банковского кредитования.
«Бывшие в употреблении автомобили в разы дешевле, чем новые», — соглашается ведущий специалист «Укравтопрома» Андрей Лобода. Например, новый автомобиль «ГАЗель NEXT / Промтоварный фургон» продается в компании АИС за 200 тыс. грн, а подержанный, 2003 г. в., согласно объявлениям на специализированных сайтах автопродаж, можно купить в четыре раза дешевле — примерно за 50 тыс. грн.
Зафиксированный рост продаж подержанных автомобилей — начало новой тенденции, считает один из участников автомобильного рынка. По его словам, с 1 января следующего года в Украине будет запрещен ввоз автомобилей, которые не соответствуют экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5.
«Поэтому импортеры будут стараться ввезти эти автомобили на территорию нашей страны по максимуму в течение нынешнего года», — говорит собеседник издания и добавляет, что мелкий и средний бизнес постарается закупить такие автомобили впрок, потому что техника, соответствующая стандартам Евро-4 и Евро-5, стоит дороже.
Согласно данным «Укравтопрома», в 2012 г. рынок коммерческих автомобилей составил 115 тыс. штук. При этом львиная доля — 81 %, или 93 тыс. штук — пришлась на сегмент подержанной техники. Новых машин продано 22 тыс. штук, или 19 %.