Бренд Coca-Cola, с 2000 г. неизменно возглавлявший рейтинг лучших торговых марок мира, в нынешнем году занял только третье место, уступив первенство новым лидерам — Apple и Google. Об этом свидетельствуют результаты 14‑го ежегодного исследования «Лучшие мировые бренды 2013», которое проводится крупнейшим бренд-консалтинговым агентством Interbrand.
Методология исследования была сертифицирована Международной организацией по стандартизации (ISO) и является первой в своем роде. Interbrand анализирует множество способов, благодаря которым бренд приносит пользу компании, — от оправдания ожиданий клиентов до управления экономической стоимостью.
Эксперты оценивали три ключевых составляющих ценности бренда: финансовые показатели фирменных товаров или услуг, влияние бренда на выбор покупателя, а также сила, с которой он навязывает высокую цену или обеспечивает финансовый успех компании.
Стоимость нового лидера рейтинга — Apple — за 14 лет увеличилась почти в 15 раз: с $ 6,6 млрд в 2000 году до $ 98,3 млрд в текущем. Google, несмотря на высокий рост стоимости собственной марки за последний год (+34 %), смог лишь приблизиться к новому лидеру. Теперь его стоимость — $ 93,3 млрд. Замкнула тройку самых дорогих торговых марок мира Coca-Cola ($ 79,2 млрд), которую вскоре может догнать бренд лидера сферы финансовых услуг IBM ($ 78,8 млрд). Потеря лидерства и значительный отрыв от технологических корпораций объясняется сравнительно низким (+2 %) ростом стоимости Coca-Cola.
Кроме абсолютного дуэта лидеров, рекордный рост стоимости бренда за последний год показали также всемирная социальная сеть Facebook (+43 %), легендарный итальянский производитель модной одежды Prada (+30 %) и лидер розничной торговли через интернет Amazon (+27 %).
Катастрофическим оказался год для Nokia, которая не только утратила самостоятельность, продав часть компании Microsoft, но и продемонстрировала антирекорд за все 14 лет проведения исследования: ее бренд потерял сразу 65 % стоимости. Снижение ценности брендов Morgan Stanley и Nintendo было не столь значительным, но все же ощутимым: 21 % и 14 % соответственно.
В топ-100 нынешнего года вошли бренды из 18 отраслей бизнеса. Почти половину (49 %) списка составляют компании из четырех сфер: автомобилестроение, технологии, товары широкого потребления и финансовые услуги. Рекордное представительство (14 компаний) в рейтинге имеют автопроизводители, девять из которых повысили ценность своих брендов на 10 % и более. А самая дорогая отрасль — технологическая индустрия, которая имеет сразу пять представителей в десятке лучших. Совокупная стоимость ее торговых марок в нынешнем рейтинге — $ 443,2 млрд.
Следует отметить, что 55 % самых дорогих брендов мира — выходцы из США. 33 % торговых марок представляют европейские страны, а каждый десятый бренд рейтинга азиатского происхождения.