Думки

законодательство

Правовые возможности для формирования новой коалиции

Уже долгое время политическая жизнь в Украине бурлит вокруг парламентско-правительственного кризиса, преодолеть который невозможно без формирования новой коалиции. Соответствующий процесс допускает множество чисто политических маневров, однако его институционально-правовые рамки ограничены, что не допускает примата политической целесообразности над законом. Поэтому стоит сосредоточиться на основных юридических указателях для формирования нового парламентского большинства в сложившихся условиях.

В статье 83 Конституции Украины указано, что «принципы формирования, организации деятельности и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины устанавливаются Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины». Кроме упомянутых в тексте Основного Закона источников, следует отдельно указать и решения Конституционного Суда Украины, принятые по этому поводу.

Таким образом, Конституция гласит, что в Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады, то есть не менее 226 человек. При этом создание коалиции четко регламентируется во времени — в течение месяца со дня открытия первого заседания парламента или в течение месяца со дня прекращения деятельности коалиции депутатских фракций. А так как народные депутаты от Радикальной партии недавно все же отозвали свои подписи под коалиционным соглашением, парламентское большинство прекратило существование де-факто и де-юре. Сегодня продолжается обратный отсчет времени, по окончании которого в Верховной Раде должна появиться новая коалиция. Правда, с точки зрения буквы закона, если последняя не появится в течение месяца, никаких юридических последствий не будет, ведь Конституцией предусмотрено лишь право Президента распустить при таких условиях парламент, которым глава государства может воспользоваться или нет. Поэтому отсутствие новой коалиции через месяц не будет означать автоматического роспуска Верховной Рады и объявления досрочных парламентских выборов. По крайней мере, этого не гарантирует закон.

Поэтому на данный момент внимание парламентариев сконцентрировано вокруг того, как сформировать новую коалицию, исходя из имеющихся политических и правовых возможностей. К сожалению, эта тема стала предметом многочисленных манипуляций, что значительно затрудняет понимание и без того сложного процесса. В частности, многие политические силы пытаются подлить масла в огонь распространением слухов о «коалиции на двоих», возвращение «тушек», формирование «коалиции меньшинства» и т.д., тем самым искажая законодательно апробированные пути решения политического кризиса.

Прежде всего, нужно сказать, что количество фракций, которые формируют коалицию, не имеет никакого значения, и это четко зафиксировано в тексте Конституции, где указано, что даже одна фракция наделяется правами коалиции депутатских фракций, если в ее состав входит большинство народных депутатов (п. 10 ст. 83 КУ). Поэтому разговоры о коалиции на двоих, на троих или на одного не имеют никакого смысла.

Между тем наиболее деликатной проблемой коалициады является вопрос субъектов коалиционного большинства. На данный момент в Украине предусмотрено как фракционное, так и индивидуальное членство в коалиции. В частности, своим решением от 6 апреля 2010 Конституционный Суд постановил, что «отдельные народные депутаты Украины, в частности те, которые не находятся в составе депутатских фракций, которые инициировали создание коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, имеют право принимать участие в формировании коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины». Свое решение КСУ обосновал следующими аргументами: реализация полномочий Верховной Радой обусловлена не только приобретением полномочий народными депутатами, но и образованием в Верховной Раде Украины коалиции; формирование коалиции является обязательным условием полномочности парламента; признаками коалиции является наличие депутатских фракций, а также большинства народных депутатов от конституционного состава ВР; изменение одного парламентского большинства на другое возможно не только по результатам выборов, но и в зависимости от воли большинства народных депутатов (когда речь идет о прекращении деятельности коалиции во время каденции парламента); Конституция и Регламент ВР предусматривают возможность пребывания в Верховной Раде народного депутата вне депутатской фракцией; Конституция не ограничивает права нардепов самостоятельно определяться при принятии решений, в том числе о вхождении в коалицию — наличие у депутата такого права не зависит от позиции депутатской фракции относительно участия в коалиции. Все эти нюансы, а также представительство народными депутатами украинского народа в Верховной Раде, принятие решений парламентом лишь путем личного голосования народных депутатов, выполнение ими своих обязанностей в интересах всех соотечественников и отсутствие в части второй статьи 81 Конституции Украины положений о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае исключения его из состава депутатской фракции — все это указывает на всенародный характер представительства народных депутатов в Верховной Раде и наличие в них мандата на свободное его осуществления. Каким бы ни был политический контекст такого решения, приведенные аргументы трудно опровергнуть, несмотря на наличие противоположного по содержанию решения КСУ от 2008 года.

Кроме внефракционных депутатов, которые не баллотировались по спискам партий или блоков, в парламентское большинство могут входить также депутаты, которых исключили из фракции. Таких парламентариев, в отличие от тех, которые покинули фракцию добровольно, политические партии не могут лишать мандата по решению руководящих партийных органов.

Целесообразно подчеркнуть, что, несмотря на возможность вхождения в состав коалиции внефракционных депутатов, субъектами формирования большинства являются исключительно парламентские фракции. Это важно, учитывая то, что без 226 фракционных нардепов создать новую коалицию невозможно, даже если ее готовы пополнить те же 226 внефракционных народных избранников. Поэтому сколько бы фракций — одна, две или пять — не взялись формировать новую коалицию, они должны насчитывать в своих рядах не менее половины депутатов от конституционного состава парламента.

Наконец, стоит отметить, что всенародный характер представительства депутатского мандата дает нардепам не только возможность в индивидуальном порядке пополнять коалиционное большинство, но и обязывает каждого к индивидуальной ответственности за работу коллективного законодательного органа, которым является украинский парламент. И если сформировать новую коалицию и дееспособное правительство на ее основе в кратчайшие сроки — задача, которая отвечает интересам всего украинского народа, то каждый народный депутат должен взять на себя часть этой миссии, а не прикрываться лозунгами о том, что судьбу страны решают несколько фракций. Такая позиция не соответствует ни совести, ни Конституции.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама