Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки со вчерашнего дня повысились на 10 %. Однако для пассажиров билеты, наоборот, подешевеют. Увеличение денежных поступлений от повышения тарифов госкомпания «Укрзалізниця» получит только в конце 2013 — начале 2014 г.
Железнодорожная математика
Увеличение тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки было предусмотрено приказами Министерства инфраструктуры № 413 и № 414 от 19.07.2013. Оба раза тарифы повышались на 10 %. Однако вчера пресс-служба «Укрзалізниці» сообщила, что с 1 октября, несмотря на повышение тарифов, цены на железнодорожные билеты для пассажиров стали даже дешевле, чем летом. «Это связано со вступлением в действие понижающего календарного коэффициента индексации стоимости проезда в пассажирских поездах — 0,93. Таким образом, цена на проезд железнодорожным транспортом стала ниже, чем в июне-августе 2013 г., когда действовал календарный коэффициент — 1,07», — отмечается в сообщении монополиста.
Дело в том, что приказом Министерства инфраструктуры № 170 от 19.03.2012 были определены 13 календарных периодов, в течение которых стоимость проезда повышается (когда пассажиропоток увеличивается, например в праздничные дни) или понижается (когда пассажиропоток снижается). Также на стоимость билета влияет и день недели, в который пассажир начинает путешествие. Эти коэффициенты касаются всех категорий вагонов, кроме пригородных поездов.Понижающий календарный коэффициент индексации стоимости проезда в пассажирских поездах — 0,93 — будет действовать с 1 октября по 24 декабря. Уже с 25 декабря будет применяться коэффициент 1,1, который будет действовать в этом году всего шесть дней — до 30 декабря включительно. Именно тогда билеты для пассажиров действительно подорожают.
По словам старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, повышение базового тарифа и календарный коэффициент — это два фактора, которые на период до 24 декабря нивелируют друг друга. «Суть в том, что тариф все равно повысился, просто покупатель этого еще не ощущает, потому что с 1 октября наступил «низкий» сезон. Но в конце декабря начнется более «высокий» сезон, и тогда повышение будет заметно для потребителя», — отметил он. По словам независимого эксперта транспортной отрасли Александра Кавы, если сравнивать с прошлым годом, то «Укрзалізниця» уже с 1 октября получит дополнительный доход от повышения базового тарифа.
Перекрестное субсидирование
Пассажирские перевозки традиционно убыточны для «Укрзалізниці»: в январе-августе 2013 г. перевозка пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях принесла около 3,9 млрд грн убытков, в том числе в дальнем сообщении — 1,6 млрд грн, в пригородном — 2,3 млрд грн. Также за этот период железными дорогами Украины предоставлено услуг по перевозке льготных категорий граждан на сумму 4,2 млрд грн, но в качестве компенсации «Укрзалізниця» получила только 1,3 млрд грн, или 30 %. Эти убытки железная дорога покрывает самостоятельно за счет доходов от перевозки грузов.
В «Укрзалізниці» отмечают, что повышение уровня тарифов на перевозку пассажиров позволит частично уменьшить убыточность пассажирских перевозок. Кроме того, рост тарифов обусловлен необходимостью уменьшения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. «Благодаря изменению тарифов во второй половине года убытки от пассажирских перевозок, по прогнозам специалистов, уменьшатся примерно лишь на 270 млн грн», — говорится в сообщении компании.
Однако тарифы на осуществление пассажирских перевозок и в дальнейшем останутся ниже нулевой рентабельности. По словам Алексея Андрейченко, эффект от повышения тарифов «Укрзалізниця» получит уже с 1 октября. «Если бы не было этого повышения, то все доходы «Укрзалізниці» до конца года были бы на 10 % ниже. Сезонно они уменьшились бы в любом случае, а так были бы еще на 10 % ниже», — отметил он. Чтобы сделать тарифы на пассажирские перевозки экономически обоснованными, их надо поднимать в 2,5‑3 раза, уверяет Александр Кава. По его словам, это позволит вывести пассажирские перевозки на безубыточный уровень.