Аналитикам часто задают вопросы о перспективах экономических программ политических партий, нового премьера или министра. Причем вопросы звучат иногда из самых неожиданных организаций. Я дважды пытался проанализировать эффективность подходов, которые во время премьериады озвучивал господин Гройсман. Первый раз — когда появилась его публикация в «Зеркале недели», второй — во время выступления в парламенте. И вот что из этого получилось.
Универсальная программа
С программой, которой Владимир Борисович осчастливил народных депутатов, в принципе, можно становиться премьер-министром любой страны. Это скорее не программа действий, а такая себе универсальная декларация о намерениях. Очень мало конкретики, но очень много декларируемых целей на одном квадратном сантиметре печатного листа. Правда, Владимир Борисович отправляет нас к ряду фундаментальных документов, которыми собирается руководствоваться в своей работе: соглашению об ассоциации с ЕС, стратегии Украины 2020, коалиционному соглашению 2014 года, а также ряду международных документов, которые были подписаны Украиной с международными партнерами.
Это означает, что премьер Гройсман не собирается менять стратегический курс страны на ЕС и как-то ослаблять связи с Западом. Но одновременно он ничего не говорит о необходимости пересмотра экономической части соглашения с ЕС, которая уже в этом году стала очевидной для аграриев. Складывается любопытная ситуация, когда всем министрам-иностранцам в правительстве сказали «до свидания», но новый украинский Кабмин, несмотря на расставание с министрами-нерезидентами, продолжает декларировать свой путь в ЕС.
Допускаю, что новый премьер в своей инаугурационной речи просто не захотел поднимать этот острый вопрос, чтобы с ходу не разочаровывать своих европейских коллег. А между тем, европейцы уже сами себя завели в логическую ловушку, рассказывая налево и направо о том, каким неправильным был Виктор Янукович, который готовил, но не хотел подписывать СА с ЕС. Этим они как бы позволяют Кабмину Гройсмана задать Еврокомиссии правильный вопрос: раз уж текст СА с ЕС готовили те, кто его не хотел подписывать, то само собой можно уже сегодня начать ревизию экономической части.
Противоречия новой «программы»
В программной речи Гройсмана есть четкое понимание, что Украине крайне нужна макростабильность и эффективное сотрудничество с нашими международными партнерами (читай — МВФ, ЕБРР и Мировым банком). Я не могу сказать, что от денег этих международных организаций на 100% зависит курс гривны, но новой команде премьера очень нежелательно начинать свою работу со скандала с МВФ или Мировым банком. И хотя в последние дни марта и в апреле ситуация на рынке стального проката и зерновых развернулась в сторону Украины, но достигнутые результаты в сегменте финансовой стабильности остаются более чем скромными. Поэтому есть большая вероятность, что на этом фронте украинскому Кабмину придется немного подождать, и при отрастающих сырьевых рынках ближе к лету необходимость денег от МВФ можно будет ставить под сомнение.
Пока же шаткая макростабильность заставляет новый Кабмин уважительно отзываться о международных кредиторах с высоких трибун. Но некоторые косвенные нотки, которые показывают, что МВФ рискует в один день стать не авторитетом, все же есть. Например, Гройсман обещает капитальный ремонт страны и масштабные инфраструктурные проекты. Такой подход к выходу экономики из кризиса существует: государство увеличивает затраты, это приводит к росту занятости и повышает уровень деловой активности в стране. Этот подход в мировой практике получил название Кейнсианство. Все бы ничего, если бы на такой сценарий согласился МВФ и другие международные организации.
По тонкому лезвию опасной идеологии
Во времена Кабмина Азарова международные организации не шибко приветствовали идею так называемых инфраструктурных проектов и в кулуарных отзывах откровенно высказывали подозрения, что прирост госрасходов приведет к расцвету коррупции. Глядя на РФ и их «сочинский триумф» (после которого пришлось спасть Внешэкономбанк), а также целую гряду проектов по капремонту страны, действительно можно усомниться в предложенной модели.
Технически, я абсолютно уверен, что кейнсианский рецепт в Украине сработал бы на отлично, если бы не риски коррупции. При этом, что самое страшное, коррупция тут не только снижает эффективность влияния госрасходов на экономику, но и приводит к тому, что украденные средства хотят вывезти из страны и они моментально выползают на валютный рынок. Отсюда рождается вывод: прежде чем применять кейнсианские рецепты, нужно искоренить в стране коррупцию или же придумать какой-то нестандартный подход, который предусматривает передачу контроля над госрасходами по инфраструктурным проектам крупным частным проектным компаниям и банкам, желательно иностранным.
Пока что озвученная Гройсманом концепция ставит лично меня в тупик. С одной стороны, он хочет опираться на МВФ, Мировой банк и ЕБРР, с другой стороны, его риторика полна кейнсианских догм. Вариантов трактовки речи премьера может быть всего три:
1) Он не знает, куда повернутся сырьевые рынки, и декларирует свое желание работать со всеми и по всем возможным сценариям.
2) Он уже сейчас планирует применить нестандартные подходы для разворачивания инфраструктурных проектов и уверен в их одобрении международными организациями.
3) Кабмин планирует постепенно свернуть работу с международными организациями, при этом не хочет обижать наших западных партнеров и удобряет начало разрыва отношений позитивной риторикой.
Пока я склоняюсь к первому варианту. Назначение происходило в довольно сумбурном формате: отказы, ночные прогулки, длинные совещания. Вряд ли у новых министров было время разрабатывать программы или изучать ситуацию. К тому же и сам Гройсман в обращении к парламенту говорит о том, что будет еще месяц анализировать ситуацию.
В тоже время сама риторика Гройсмана по отношению к инфраструктурным проектам — это бег по тонкому лезвию бритвы очень опасной идеологии. Если долго пропагандировать это направление без пояснений, то есть вероятность попасть в число отъявленных коррупционеров в глазах международных организаций, что для нового правительства, конечно же, нежелательно. Какой будет она, украинская экономика времен Гройсмана, и что «гройсманомика» даст Украине — покажут уже ближайшие 2-3 месяца.
.....вот этого вальцбургера готовили .........долго в президенты Украины....но назвать прежнюю команду Яценюка-лохами.......говорит о том что и это "чудо"...навытворяет не много
Добрый день. Очень нужен ликбез.
1) Почему мы не можем отказаться от НДС? Допустим, МВФ мы не знаем.
2) Почему не можем ввести 5% с оборота для ВСЕХ, в том числе и благотворительных фондов? Могут ли 5% сниматься автоматически?
3) На хлопский розум, если бы действиям чиновников была альтернатива (разрешения и регистрации другими фирмами)- коррупция бы уменьшилась?
4) Если на гос.предприятиях (убыточных) разрешить продажу акций до 49% - это плохо?
Ликбез.
1. Вы чего такую крамолу пишете? Так и "хочите" шоп "ик-ик-аномика" совсем загнулась.
А как же ж с вас еще "денюх" вытянуть "шоп" и типа гуманно и типа отдали?
Вам же ж скажи, что подоходный будет не 15% (13-14-18 и др.), а 35, вы ж не просто в "тень" уйдете, в полный мрак погрузите свои доходы. И бюджет вообще с вас ни копейки не получит. А так вам 20% дали в руках подержать.
Ну... Пока купить чего не надумаете. Купите - сами отдадите.
2. Можем! Еще и как. И не только 5%, но нам и 50% скоро по плечу будет.
3. Конечно уменьшилась бы. "Вааще" б не стало коррупции. "Тада" ш те же чиновники не напрямую, а через фирмы вполне официально деньги брали бы. А это уже вовсе даже и не коррупция, а честно заработанное в непосильных трудах.
4. Ежели работягам продавать, то хорошо. Убытки на всех делить же ж лучше.
А ежели инвестору какому, так его ж еще надо убедить, что "бабло спалить" в убытках - это то, о чем он всю жизнь мечтал. Но это сложнее.
:-))