Почти четверть триллиона гривен в «минусе» – таков общий финансовый результат украинского бизнеса за 2015 год. Согласно данным Укрстата, крупные и средние предприятия получили в прошлом году 230,6 млрд гривен убытков (до налогообложения). В 2014 году этот показатель составил 389,1 млрд гривен убытков.
Несмотря на глубокий «минус», структура общего финрезультата дарит повод для робкого оптимизма – общенациональная прибыль составила 279,1 млрд гривен, что на 51,3% больше, чем годом ранее.
Доля убыточных предприятий в 2015-м по сравнению с предыдущим годом сократилась на 5,8 п.п. – до 32%.
В разрезе секторов безусловно прибыльными были только предприятия агропромышленного комплекса (общий финансовый результат – 62,346 млрд гривен; лишь 9% аграрных предприятий получили убыток), а также предприятия образовательного профиля (общий финансовый результат – 80,5 млн гривен, около 20% представителей сектора были убыточными).
Среди наиболее проблемных направлений бизнеса, исходя из госстатистики, оказались операции с недвижимостью – около 50% предприятий сектора получили убыток; искусство и развлечения, где «в минусе» 63% предприятий; организация временного размещения и питания – здесь убыток зафиксирован у 42,5% игроков.
В абсолютных цифрах наиболее удручающие показатели у промышленных предприятий – «минус» 168,964 млрд гривен, из которых 70% или «минус» 117,711 млрд гривен – «заслуга» перерабатывающей промышленности.
Экономист Александр Жолудь поясняет падение прибыльности большинства бизнесов сокращением объемов производства в ответ на снижение спроса – как внутреннего, так и внешнего. «Относительно тех отраслей, которые показали положительный результат, в частности, по сельскому хозяйству – вполне вероятно, это является результатом специфики уплаты аренды. Реально аренду надо было бы платить существенно более высокую, но она не платится, поэтому формально входит в прибыль, а не в расходы», – говорит он.
«Плюс» образовательного сектора можно объяснить небольшими операционными издержками и все еще смехотворно низким уровнем оплаты труда представителей этого сектора.
Еще одно прибежище прибыли, хоть и не отраженное в официальной статистике, – малый бизнес . «Малый бизнес находится на упрощенной системе налогообложения, поэтому нет никаких сомнений, что он в Украине – одна из самых доходных отраслей. Но оценить степень доходности, к сожалению, ни госорганы, ни эксперты не могут», – отмечает экономист Виктор Суслов, добавляя, что и сами представители малого бизнеса на фоне дискуссии о пересмотре этих льгот не спешат хвастаться положительными финрезультатами.
«То, что касается работы малого бизнеса, требует специального государственного изучения, ведь не секрет, что именно малый бизнес, торговля работают на реализации импорта, [в т.ч.] контрабанды. Безусловно, малый бизнес относится к числу очень доходных сфер, и количество людей, занятых в нем, увеличивается», – подчеркивает он.
По итогам текущего года экономисты также прогнозируют отрицательный результат, но масштаб общего падения будет меньше. «Большая часть проблем низкой доходности предприятий сводится к тому, осуществляют ли эти предприятия операции с офшорами.
«Если будет выполняться то, что пообещал президент Украины, а он пообещал запретить работать крупным предприятиям с офшорами – использовать трансфертное ценообразование, продажу офшорным кампаниям продукции по минимальным ценам, что позволяет вывести нулевую рентабельность и т.д. Если это будет сделано, то мы увидим реальную доходность работы крупных предприятий», – говорит Суслов.
Такую "работу" Яценюка Верховна Рада поощрила, отменив своё постановление о неудовл. работе правительства! Т.е. правильным путём шли, господа министры, во главе с премьером и галасливыми кнопкодавами, образовавшее такое правительство!