В 2015 году прямые иностранные инвестиции в Украину (акционерный капитал нерезидентов) упали на 5,2% до 43,4 млрд грн. Зафиксированы капиталовложения из 134 стран мира; доля Евросоюза за период независимости составила 76,2% (33 млрд долл.). Ключевыми инвесторами за весь этот период являются Кипр — 11,7 млрд долл., Нидерланды — 5,6 млрд долл., Германия — 5,4 млрд долл.
Общие капитальные инвестиции в последний полный год сокращались не так быстро, ужавшись лишь на 1,7% до 251,2 млрд грн. Отчасти это было достигнуто за счет сильной девальвации гривны, которая в течение года обвалилась с 15 до 25 и более грн./долл. Интересно, что капиталовложения в сферу ИТ по результатам года выросли в 2,2 раза до 21,9 млрд грн., а в сферу обороны и госуправления — в 2,3 раза до 12,6 млрд грн., что прежде всего связано с проведением АТО.
В то же время резко снизились инвестиции в промышленность, на 19,9% до 84,2 млрд грн. Она по-прежнему лидирует в общей структуре (33,5% всех вложений), но столь сильная негативная динамика хорошо иллюстрирует реальное состояние дел в отечественной экономике и ее дальнейшую деиндустриализацию.
Клубок проблем
Ключевая причина такой ситуации — политический и экономический кризис последних 2 лет, включая боевые действия в Донбассе. Мало кому захочется инвестировать в страну, где идет война и где практически любые правила и условия работы могут в произвольный момент измениться по причине — или же просто под предлогом — форс-мажорных обстоятельств, констатирует исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. С этим же связана и невозможность бизнес-планирования ввиду волатильности макроэкономических показателей, нестабильности гривны и др. Но и без этого системными проблемами остаются коррупция и зарегулированность экономики со стороны государства: она регулируется примерно 78 тыс. различных нормативных актов — законов, постановлений, распоряжений и т.д. И для изменения этой ситуации, несмотря на все громкие заявления, пока что предпринимаются лишь косметические усилия, вроде внедрения «единого окна» при регистрации бизнеса или таможенном оформлении грузов.
Глава Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса «Центр» Руслан Соболь сравнивает подобные новации с поклейкой новых обоев при потрескавшихся стенах и прохудившейся крыше, когда частичные улучшения не могут быть эффективным средством от круговой коррупции, помноженной на желание властей залатать макроэкономические дыры (начиная с дефицита госбюджета) через усиление давления на бизнес, прежде всего фискального. Да, в течение 2015 года Кабмин предпринимал некие меры, урезая число разрешительных процедур, а также базовых налогов (с 22 до 11) — но, например, отмененные налоги во многом перераспределяются между оставшимися, и общая фискальная база сохраняется, а то и растет. К тому же тематические законодательные новации (и фискальные, и дерегулятивные) чаще всего допускают двусмысленность правовой трактовки и тем самым создают поле для коррупции. Равно как и в целом украинское правовое поле остается нечетким и коррупциогенным, не обеспечивая, в частности, защиты капиталовложений, что постоянно приводит к претензиям на имущество инвесторов и судебным тяжбам с их участием.
Понятно, что все это не способствует привлечению капиталовложений. Однако власть не вполне заинтересована в реальных переменах и подменяет их показательными мерами, вроде борьбы за позиции в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Сейчас Украина занимает в нем 83-е место между Саудовской Аравией и Брунеем, что, в общем-то, тоже неплохо, учитывая уровень благосостояния в этих государствах (так, Бруней — это богатая «нефтегазовая» монархия в Юго-Восточной Азии). Новая ежегодная версия рейтинга начинает готовиться после 1 июня, и благодаря своим реформаторским новациям Киев рассчитывает подняться выше 70-го места. Но, фиксируя прогресс по одним индикаторам, эксперты ВБ уже отмечают регресс по другим, включая сложности при получении разрешений на строительство и ухудшение ситуации с соблюдением договоров, сообщает Р.Соболь. К настоящему моменту Украина оказалась среди стран, реализовавших за год только одну реформу, упростив предварительную регистрацию бизнеса, внедрив некоторые онлайн-процедуры и отменив регистрационные сборы. Мы все еще имеем очень низкий рейтинг по 4 из 10 измеряемых категорий — ведение трансграничной торговли (109-е место), процедура подключения предпринимателей к электросетям (137-е место), получение разрешений на строительство (140-е), разрешение ситуаций неплатежеспособности (141-е).
В среднем по миру один пункт повышения позиции в Doing Business дает стране до 300 млн долл. дополнительных внешних инвестиций, акцентирует О.Устенко. Но в отечественных реалиях это не работает; упрощение разрешительных процедур — это, конечно, хорошо, но этого недостаточно, нужны изменения во многих сферах. Тем более что власть очень часто говорит о планах и стратегиях, но не об их практической реализации, подтверждает замдиректора Европейской бизнес ассоциации Светлана Михайловская. «Поэтому оценки нашего бизнеса отличаются от оценок ВБ, — подчеркивает она. — Наш собственный рейтинг по-прежнему фиксирует негативное восприятие инвестклимата, из-за фискального давления, арестов счетов, конфликтов на таможне. Есть ощущение, что в этой сфере ничего не изменилось. Да, выход компаний на внешние рынки ускорился, но причина скорее в том, что производители вынуждены искать новые рынки сбыта, а не в поддержке государства. Вообще, бизнес — очень рациональная среда, он всегда руководствуется реальной выгодой, и если он ее не видит, то не станет работать в стране».
В поисках позитива
Впрочем, выгода все-таки есть. Экономисты информируют, что усредненная себестоимость выпуска товаров на украинских площадках в валютном эквиваленте сейчас ниже, чем даже в Китае. Это связано с валютным подешевением энергоносителей, с девальвацией гривны, по-прежнему невысокой стоимостью рабочей силы при ее довольно хорошей общей квалификации и др. Известный словацкий реформатор и «шокотерапевт», а ныне еще и глава Стратегической группы советников по вопросам реформ при Кабмине, Иван Миклош, недавно сказал: «Потенциал роста у Украины огромен, через 2-3 года она может достигнуть ежегодного увеличения ВВП на 7% и начать догонять соседние государства ЕС по уровню развития. Но для этого нужно продолжать реформы. Опыт Словакии это подтверждает: в свое время она обогнала Венгрию, Чехию, Польшу, обеспечив погодичный рост в 10% ВВП. Притом без инвестиций переориентировать и развивать экономику невозможно. Когда мы в Словакии начинали реформы, у нас был лишь один серьезный инвестор, Volkswagen, а сейчас у нас работают все ведущие автопроизводители, мы в лидерах по выпуску авто на душу населения. Украина очень привлекательна для капиталовложений, так как зарплаты у вас сравнительно низкие, а это весомое конкурентное преимущество для предприятий. Однако, кроме того, надо активно развивать госбюджетное планирование».
Привносит долю позитива и известный аналитик, старший сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (США) Андерс Ослунд. По мнению специалиста, наша страна обладает огромным потенциалом, причем здесь множество хорошо образованных людей выполняет работу, не соответствующую их высокой квалификации. И как бы там ни называли вашу экономику, все же она — рыночная, продолжает А.Ослунд; «Украина никогда раньше не проводила настолько серьезных и масштабных реформ, как в 2015 году. Однако есть впечатление, что маховик реформ замедляется. Сегодня они проводятся скорее под напором мирового сообщества, чем по желанию официального Киева. Давайте надеяться на лучшее, но не питать иллюзий».
Действительно, даже позитивно настроенные эксперты не склонны к излишнему оптимизму, ведь улучшение инвестклимата идет очень медленно и сильно сдерживается косностью системы государственного управления, которая привыкла работать «как всегда». Это означает, что зарегулированность бизнеса и высокий уровень коррупции будут сохраняться много лет. При этом немаловажно, что «громкие» M&A не лишены политического оттенка, когда влиятельные западные круги «рекомендуют» инвесторам — включая крупные зарубежные компании — вкладываться в отечественные проекты, чтобы поддержать проевропейскую ориентацию Киева, отмечает специалист по экономической политике Виталий Кулик. Он уверен: это не конспирологические фантазии, а реалии глобальных схем влияния, о которых не принято говорить по публичным каналам.
В этом есть и плюс: несмотря на все негативы и риски, в ближайшие годы в Украину могут «заходить» масштабные западные капиталовложения. Прежде всего они будут касаться сырьевых секторов и (или) тех, где меньше сроки окупаемости — это АПК, ИТ и связь, энергетика, инфраструктура. А вот особого иностранного интереса к национальной промышленности ожидать вряд ли приходится. Правда, в последние месяцы такие интернациональные производители, как Hyundai (Южная Корея) или Onur (Турция), анонсировали ряд производственно-сборочных проектов, в основном в западных регионах. Означает ли это постепенное усиление включенности страны в международные цепочки производства, покажут последующие несколько лет.
Вот пришли во власть хваленые президентом его коллеги бизнесмены-инвесторы и инвестиции в страну упали на 5, 2% до 43, 4 млрд грн. И откуда инвестиции? Понятное дело, основные из Кипра. Да вот можно ожидать еще инвестиции из Австрии. Жалуются австрийские банкиры, что уж очень много нынче грязных денег поступает из Украины. Вы спросите: а изменилась ли страна после "папередников"? Скажу откровенно: жить стало намного хреновее!