Економіка

госполитика

Правительство ограничит объем госгарантий на уровне 5% доходов общего фонда госбюджета

Правительство ограничит объем госгарантий на уровне 5% доходов общего фонда госбюджета
Фото: Reuters

С января 2016 г. Кабмин намерен установить предельный размер госгарантий на уровне 5 % доходов общего фонда госбюджета. Это предполагает законопроект о внесении поправок в Бюджетный кодекс.

Документ, по словам министра финансов Юрия Колобова, правительство приняло вчера на своем заседании (копия есть в распоряжении «Капитала»). Кроме того, Министерство финансов дополнит Бюджетный кодекс пунктами об условиях выдачи госгарантий.

Они будут выделяться только по решению Кабинета министров или же на основании международных договоров Украины исключительно в размере и по направлениям, определенным в госбюджете. Эта корректировка направлена на согласование законодательства. Сейчас такие условия определены в законе о госбюджете, но не в Бюджетном кодексе. А ограничений в отношении объема госгарантий не существовало вовсе — их сумма ежегодно прописывалась в законе о госбюджете.

Укрощение долгов

Одна из целей законопроекта, сказано в выводах Министерства финансов к документу, удержать показатели гарантированного государством долга на безопасном уровне.

По состоянию на 1 сентября гарантированный государством долг Украины составил 101,3 млрд грн (18,54 % общей суммы государственного и гарантированного государством долга, размер которой составляет 546 млрд грн), в том числе гарантированный внешний долг — 80,4 млрд грн (14,71 %) и гарантированный внутренний долг — 20,9 млрд грн (3,83 %).

В этом году расходы на погашение и обслуживание госдолга запланированы на уровне 31 % доходов госбюджета, тогда как критический показатель по методологии МВФ и Всемирного банка составляет 40 %.

По состоянию на конец 2012 г., говорится в пояснительной записке Минфина к законопроекту, в Украине отношение гарантированного государством долга к ВВП (8,3 %) превышало среднеевропейский показатель (6 %). Выше только в странах, которые больше всех подверглись кризису, — Испании, Португалии, Ирландии, Латвии.

«Именно кризис является причиной того, что государства вынуждены идти на чрезвычайные меры для спасения своих финучреждений, в том числе, гарантировать их задолженность. Тем не менее большинство стран СНГ существенно ограничивают использование госгарантий и имеют объем гарантированного госдолга менее 2 %», — говорится в пояснительной записке к документу, подписанной первым заместителем министра финансов Анатолием Мярковским.

В последние годы наблюдалась тенденция более активного использования механизма госгарантий, отметила главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. Только в 2012 г., согласно информации Минфина, государство распределило из госбюджета почти в 16 раз больше госгарантий, чем планировало, — вместо 5 млрд грн было выдано 79,4 млрд грн.

Если Кабмин продолжит выделять госгарантии, возникнет риск, что критерии отбора предприятий, которые могут привлекать средства под госгарантии, окажутся недостаточно эффективными для выявления неплатежеспособных заемщиков и груз выплат долга ляжет на госбюджет, отмечает Елена Белан. А предложенные Кабмином поправки в Бюджетный кодекс должны помочь сократить темпы роста гарантированного государством долга.

Курс на сокращение

Эта инициатива соответствует взятому Кабмином курсу на сокращение объема госгарантий в ближайшие годы, считает первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник (КПУ).

«Если в этом году объем госгарантий определен в размере 50 млрд грн, то в проекте госбюджета на следующий год он уменьшен до 30 млрд грн, а в случае вступления законопроекта в силу этот лимит в 2016 г. составит около 20 млрд грн (если рассчитывать из запланированного на уровне 355 млрд грн объема доходов общего фонда госбюджета-2014. — «Капитал»), — сказала она.

Кроме того, с помощью ограничений объема госгарантий, по мнению Оксаны Калетник, Кабмин пытается «вычистить» портфель гарантированных государством обязательств.

«Сегодня часты случаи, когда предприятие привлекает займ под госгарантии, потом становится банкротом, а ответчиком по взятым долгам остается государство. Подобные ситуации означают внеплановые расходы госбюджета, которые приводят к расширению его скрытого дефицита», — говорит народный депутат.

Сейчас экономическая ситуация такова, что Украина не может отказаться от привлечения средств под госгарантии, считает исполнительный директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Однако эксперт сомневается в том, что предлагаемые правительством ограничения обеспечат более эффективное и прозрачное использование средств при распределении госгарантий.

«Что будет, если Кабмин решит выйти за эти рамки? По сути, ничего. Ведь в законопроекте не предусмотрено никакой ответственности за превышение этого лимита», — подчерк­нул он.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама