Популярность бартерных схем на агрорынке в этом сезоне выросла. Основную выгоду от этого получают транснациональные компании. Сельхозпроизводителю же они позволяют успешно завершить посевную кампанию и рассчитывать на стабильный доход. Некоторых бартер спасает от разорения.
Хороший урожай — тоже плохо
Высокий урожай зерновых в этом сезоне привел к падению цен на зерно и, как следствие, к дефициту оборотного капитала у аграриев. Это заставляет их чаще обращаться к схемам сотрудничества по бартеру или строить кредитные отношения с покупателями будущего урожая — трейдерами. Об этом «Капиталу» рассказал руководитель ИК «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.
«На рынке пользуются все большей популярностью отношения, при которых трейдеры предлагают аграриям все необходимое для сельскохозяйственных работ (удобрения, средства защиты растений, посевной материал) либо с отсрочкой платежа, либо в счет будущего урожая — от компании к компании условия бартера разнятся», — говорит он.
Глава Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины Иван Томич подтвердил, что бартерные отношения аграриев с крупными трейдерами, а также схожие схемы безналичного финансирования стали особенно активно применяться этой осенью. «Такого трудного года за последние тринадцать лет еще не было.
В условиях, когда земля не является предметом залога, а банковские процентные ставки достаточно высоки, такие модели сотрудничества — хорошая альтернатива. Ими успешно пользуются средние хозяйства. Но, к сожалению, в эти схемы не попадает мелкий фермер — размер его урожая мало интересен крупным компаниям-трейдерам», — сетует Томич.
Удобрения, СЗР и семена в залог будущего урожая
Из-за сложностей с оплатой удобрений, средств защиты растений и посевного материала все это под залог будущего урожая сельхозпроизводителям предоставляют компании Kernel, Cargill, Monsanto, «Серна» и другие.
В частности, подобные условия компания Cargill предлагает аграриям, сеющим подсолнечник. «Учитывая пожелания наших клиентов, мы продлили окончательный срок расчета за поставленный осенью 2013 г. посевной материал рапса до 20 июля 2014 г., а за посевной материал пшеницы и средств защиты растений — до 20 августа 2014 г. Клиенты имеют возможность оплатить поставленный товар в любой момент на протяжении 360 дней», — рассказал «Капиталу» директор по маркетингу Cargill Андрей Задворный.
По его словам, аграрии могут рассчитаться, продав урожай или обменяв его на предоставленные в пользование товары. В компании существует несколько схем и предложений работы в кредит, но их условия являются коммерческой тайной, так как позволяют компании конкурировать на рынке.
Компания Monsanto, поставляющая посевной материал, также применяет различные схемы работы с сельхозпроизводителями. Об этом «Капиталу» рассказал финансовый директор этой компании Сергей Моргун.
Из его слов следует, что компания Monsanto активно использует финансовые инструменты, которые позволяют отсрочить оплату семян и СЗР — авалированные векселя и банковские гарантии. Также компания предоставляет товарные кредиты дистрибьюторам и развивает схемы финансирования под залог будущего урожая.
«Клиенты охотно пользуются схемами отсрочки оплаты, предлагаемой компанией Monsanto, ведь аграриям часто не хватает финансовых ресурсов для приобретения семян, СЗР за полгода-год до реализации выращенной продукции», — говорит Моргун. Сдерживает более широкое применение таких отношений, по его мнению, недостаток законодательных норм, которые обеспечивают защиту залога.
Бартер позволяет выжить
Практика бартерных схем стала развиваться с появлением в Украине транснациональных компаний, рассказывает директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка.
«Эти схемы особенно актуальны в периоды, когда возникают трудности со сбытом урожая, а производителю необходимы средства или материалы для сева. Но говорить об этом открыто не принято, поскольку условия таких отношений отличаются в каждой компании и являются предметом состязания трейдеров за будущие объемы зерна», — объясняет эксперт.
Президент «Украгрохимхолдинга» Сергей Лисковский также наслышан о бартерных схемах аграриев с трейдерами, но считает, что такое сотрудничество позволяет скорее выжить, нежели развиться.
«Сельхозпроизводителю не всегда выгодно такое сотрудничество — может оказаться, что его заработок существенно ниже ожидаемого. Я бы сказал, что это схема для тех, кто пожертвует прибылью ради устойчивого дохода», — резюмирует Лисковский.