Соединенные Штаты испытывают небывалый кризис бюджетного процесса, уже приведший к приостановлению работы многих государственных учреждений.
Споры политических конкурентов в конгрессе вокруг проекта государственного бюджета на следующий год практически привели к ограничению институциональной дееспособности власти. Такого не случалось со времен Великой депрессии.
В Европе дела не лучше. Греция, Италия, Сербия, Португалия балансируют на грани государственного банкротства, то приближаясь нему, то ненадолго отдаляясь. Политическая стабильность в этих странах давно под вопросом.
Экономический кризис приводит к радикализации электоральных настроений, выбрасывая на поверхность политической жизни авантюристов, а то и просто преступников, что ослабляет управляемость государствами.
В России объявлено о так называемом пенсионном маневре. Его суть состоит в том, чтобы накопительную часть пенсионных отчислений граждан в течение всего следующего года направлять на текущее пенсионное обеспечение. Другими словами — отобрать у работающих сегодня людей часть их пенсионных накоплений.
Одновременно с этим вводится практически запрет на отчисления в негосударственные и частные пенсионные фонды до получения результатов их фронтальной проверки центробанком и выполнения ряда других административных условий. Причина таких действий государства — возрастающий дефицит средств для выплат нынешним пенсионерам — сырьевая экономика России больше не в состоянии генерировать деньги.
«У нас нет политиков, а есть воры, негодяи злодеи!» — сказала врач из Сан-Паулу Ангела Тенорио в адрес бразильских властей во время крупномасштабной акции протеста против чрезмерных расходов бюджета на чемпионат мира по футболу на фоне ухудшения финансирования образования и здравоохранения.
На сегодня в мире остается все меньше регионов, где бы государства не испытывали кризиса социальной управляемости. Политические системы не в состоянии обеспечить изменяющиеся общественные потребности и разрешить противоречия между различными группами социумов. Это приводит к локальным конфликтам, нарастанию террора, преступности и коррупции.
В такой картине современного мира Украина просто не может быть исключением. Мы сталкиваемся с проявлениями аналогичных проблем, усугубляемых интеллектуальными качествами украинского политикума.
На фоне возрастающих угроз те конфликты, которыми публично заняты украинские политики, выглядят неактуально, если не смешно.
В украинской политике зримо проявляется кризис лидерства, что, впрочем, также не является исключительно украинской проблемой. Неспособность осознать реальные проблемы обществ в близком будущем приведет к смене мирового «политического караула». В Украине, в частности.