Дональд Трамп объявил, что его партнером по предвыборной гонке и кандидатом в вице-президенты США станет губернатор Индианы Майкл Пенс. Почему Трамп выбрал именно его, насколько ценным для республиканской кампании станет Пенс и поможет ли он изменить расклад сил в пользу Трампа?
Колебания Трампа
Выбор вице-президента традиционно является важной составляющей предвыборной кампании в США. Во-первых, это интрига, а зрители любят интригу. Во-вторых, выбор вице-президента – это первое решение кандидата в президенты, показывающее, насколько он подходит для поста, на который претендует. В-третьих, вице-президент, как фильтр в инстаграме или «Призме», позволяет добавить уже несколько замусоленной картинке кандидата новых характеристик, усилить достоинства, подретушировать недостатки. Так, в 2008 году Обаме не хватало политического опыта, и прежде всего опыта в международных делах, а также было нужно успокоить белых избирателей, поэтому он выбрал тяжеловеса Байдена.
Интрига Трампу вполне удалась. Еще в конце июня фамилия Пенса практически не называлась в числе фаворитов этой гонки в гонке. Гораздо больше шансов было у губернатора Нью-Джерси Криса Кристи или бывшего лидера республиканцев в Конгрессе Ньюта Гингрича – звезд американской политики и хороших друзей Трампа. Обсуждались и другие кандидаты – и каждые несколько дней фаворит гонки менялся под настроение республиканского кандидата.
Всерьез о Пенсе заговорили только в начале июля, его кандидатуру стал активно лоббировать руководитель штаба Трампа Пол Манафорт. В начале прошлой недели газеты заявили о том, что Пенс с 95-процентной вероятностью станет вице-президентом, а в среду-четверг об этом говорили как о деле решенном.
Однако Трамп не только не стал подтверждать эту информацию, но и заявил накануне своей пресс-конференции, что еще не принял «самого окончательного решения», а затем заявил о переносе объявления имени вице-президента в связи с трагедией в Ницце. Это произошло, когда самолет с Пенсом уже прибыл в Нью-Йорк.
Некоторые СМИ, не называя своих источников, утверждают, что Трамп в последний момент попытался поменять свое решение. Возможно, потому, что его возмутил слив информации о Пенсе, пришедший из Индианы. Или же потому, что теракт в Ницце сместил фокус Трампа с темы «вновь сделать Америку великой» на новую важную тему его кампании – «сделать Америку вновь безопасной».
Тем не менее в пятницу утром Трамп таки подтвердил, что его вице-президентом в случае победы на выборах в ноябре станет Майк Пенс – «он с самого начала был моим первым номером в списке», зачем-то добавил Трамп в твите. Таким образом, Пенс стал вице-президентом в ходе самого странного и плохо организованного отбора вице-президентов за многие годы.
Для элит, консерваторов и Великих озер
Почему все же губернатор Индианы стал победителем этого внутреннего отбора? Во-первых, Пенс – представитель того самого истеблишмента, политик понятный для республиканской элиты. Избравшись в 2000 году в Конгресс, он прослужил там шесть двухлетних сроков, причем в 2006 году стал членом руководства республиканского меньшинства в Конгрессе и способствовал триумфальной победе республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс в 2010 году. Двумя годами позже он избрался на пост губернатора Индианы. Солидный опыт работы в Конгрессе дополняется четырьмя годами губернаторства.
Кроме того, Пенс свой и для многих республиканцев времен Буша-младшего, и для более консервативных представителей Чайной партии. Трампу, который стал кандидатом вопреки желаниям истеблишмента, важно продемонстрировать единство партийной элиты. И действительно, выбор Пенса был очень тепло встречен большей частью республиканского руководства, даже теми, кто до сих не поддерживает Трампа. Еще Пенс близок к спонсорам Чайной партии братьям Кох, которые, возможно, смогут помочь кампании Трампа деньгами.
Во-вторых, Пенс – стопроцентный, не вызывающий сомнений социальный консерватор. Трамп вызывал у многих внутри партии вопросы: ведь он на протяжении многих лет был демократом, да и его «нью-йоркские ценности», стиль жизни, плейбойство, третий брак и признание в многочисленных изменах своим женам вряд ли могут вызвать понимание у самых консервативных республиканцев. Считается, что около 20% членов республиканской партии были не готовы голосовать за Трампа, поскольку он недостаточно консервативен. Пенс придаст убедительности республиканскому кандидату при обращении к этой целевой аудитории. Он более консервативен, чем Круз, но при этом принадлежит к партийной элите.
В-третьих, Пенс – политик со Среднего Запада, принципиального для победы Трампа субрегиона Великих озер, куда входят Мичиган, Висконсин, Огайо, Иллинойс и собственно Индиана. Все эти штаты, кроме Индианы, в 2012 году проголосовали за Обаму. При этом ни один республиканец не становился президентом, не выиграв штат Огайо, который граничит с Индианой. Заполучить в вице-президенты губернатора Огайо Кейсика, недавнего противника по праймериз, Трамп, очевидно, не смог – тот даже участие в съезде республиканцев до сих пор не подтвердил. Губернатор Индианы Пенс может – чисто гипотетически – усилить Трампа в этом важном регионе.
В-четвертых, Индиана под руководством Пенса действительно добилась серьезных успехов, однако многие приписывают эту заслугу его предшественнику Митчу Дэниелсу и проведенным им реформам.
Ну и еще ряд соображений. Губернатор Пенс десять лет своей профессиональной жизни был ведущим радиопередач. У него поставленный голос. А еще короткая односложная фамилия – Трампу больше нравятся односложные фамилии, они звучат увесистее, весомее, солиднее.
Оборотная сторона Пенса
Хотя многие республиканцы радостно выдохнули, узнав о таком выборе Трампа, совершенно неясно, добавит ли Пенс ценности кампании.
Насколько Пенс приятен консервативной части республиканского электората, настолько он вызывающе неприемлем для либералов и разных сегментов американского общества. В бытность губернатором Пенс пытался законодательно ограничить право женщин на аборт, а также инициировал законопроект, который разрешил бы малому и среднему бизнесу не оказывать услуги отдельным гражданам на основании религиозных убеждений. То есть если ты верующий флорист, ты можешь отказаться поставить цветы на гей-свадьбу. Такие предложения многим избирателям кажутся дискриминационными.
Более того, попытка частично завернуть программу планирования материнства привела, среди прочего, к росту заболеваемости ВИЧ/СПИДом в штате, после чего Пенсу пришлось отказаться от им же инициированного закона. Тем не менее для многих женщин позиция Пенса неприемлема, а одинокие женщины – это один из крупнейших сегментов электората. Левые уже называют Пенса «Сарой Пейлин без харизмы».
Вообще, выбор Пенса – это явный кивок в правую сторону, в направлении социальных консерваторов. Трамп пытается сыграть на том, что существует значительное число белых, недовольных нынешним положением вещей, которые составляют большинство американских избирателей. И поражения республиканцев в 2008 и 2012 годах случались не из-за того, что Республиканская партия слишком консервативна, а, напротив, из-за того, что она консервативна недостаточно. Именно с этой гипотезой шел на выборы Маккейн (и поэтому он выбрал в вице-президенты Сару Пейлин), именно поэтому из центра вправо сместился в 2012 году Митт Ромни.
Однако вот уже по крайней мере 30 лет, как ни один новый кандидат, который идет на выборы, пытаясь мобилизовать свой электорат, не побеждал на выборах – победы Клинтона, Буша и Обамы были достигнуты именно благодаря попыткам этих политиков создать хотя бы видимость широкой коалиции и готовности работать с обеими партиями, быть выразителями воли всех американцев. Пенс же, привлекая голоса консервативной части общества, отпугивает избирателей-центристов еще сильнее, чем Трамп.
Странно и то, как Трамп выбирал и представлял Пенса в качестве кандидата в вице-президенты. Сначала чуть не передумал, а когда все же представил Пенса публике, в основном говорил о себе и ругал Хиллари, лишь изредка дежурно поминая Пенса. Когда тот вышел на сцену, Трамп и вовсе, пожав ему руку, ушел за кулисы. Ничего похожего на партнерские отношения между этими политиками продемонстрировано не было. А ведь вице-президент, как часто говорят, находится лишь в ударе сердца от президентства, он должен давать советы руководителю государства по всем принципиальным вопросам. Сработается ли Трамп со своим новым партнером, который, как ему, видимо, временами кажется, был ему навязан обстоятельствами и окружением?
Таким образом, взяв в качестве вице-президента Майка Пенса, Трамп окончательно решил пытаться выиграть выборы путем мобилизации «рассерженных белых мужчин» против либеральной повестки дня и наследия Обамы – Клинтон. Это означает более высокий уровень конфронтационности и конфликтности кампании, ведь привлечь рассерженных на выборы можно, только продолжая демонизировать своего соперника.
Теперь, когда республиканцев будут представлять два белых мужчины-консерватора, Хиллари Клинтон может рассматривать в качестве вице-президента не либерала, а центриста, не латиноамериканца, а белого мужчину. Это будет попытка сыграть на поле Трампа, расширить свой электорат – и в сложившейся ситуации такая стратегия полностью оправдана.