Как и ожидали аналитики, Банк Англии опустил ключевую ставку с 0,5 до 0,25%. Предыдущее понижение произошло в марте 2009 года. Кроме того, регулятор увеличил общий объем программы выкупа гособлигаций с £375 млрд до £435 млрд. Еще £10 млрд будут потрачены на покупку корпоративных долговых обязательств. Коммерческим банкам предполагается выделить до £100 млрд на увеличение кредитования бизнеса.
Ставка снижена с учетом решения большинства участников референдума в пользу выхода Великобритании из Евросоюза (Brexit).
«После референдума о выходе Соединенного Королевства из состава Евросоюза обменный курс упал, а перспективы роста в краткосрочной и среднесрочной перспективе заметно ослабли. Недавние исследования деловой активности, уверенности и оптимизма свидетельствуют о том, что ВВП Соединенного Королевства, вероятно, продемонстрирует лишь небольшой рост во второй половине этого года», — указал Банк Англии.
Деловая активность в июле действительно оказалась на минимальных уровнях за несколько лет. Индекс PMI в сфере услуг показал наименьшее значение с 2009 года, снизившись с июньских 52,3 пункта до 47,4 пункта (показатель ниже 50 пунктов свидетельствует о спаде, выше — о росте в секторе). PMI в промышленном секторе упал до 48,2 пункта с 52,4 пункта в июне. Это минимум с февраля 2013 года.
После решения британцев выйти из ЕС посыпались оценки, согласно которым темпы роста ВВП страны непременно снизятся уже в этом году, хотя рецессию никто не прогнозирует. Национальный институт экономических и социальных исследований Великобритании считает, например, что экономика вырастет на 1,7% в 2016 году, и на 1% в 2017-м. Банк Англии 4 августа понизил прогноз на 2017 год с 2,3 до 0,8%, на 2018 год — с 2,3 до 1,8%.
Впрочем, в самой Великобритании достаточно скептиков, уверенных в том, что новый раунд смягчения денежно-кредитной политики не принесет желаемого результата. Газета The Guardian опубликовала письмо 35 британских экономистов, в котором они обосновывают бессмысленность и даже вредность действий регулятора.
Они напоминают, что мягкая денежно-кредитная политика длится уже семь лет и пока не принесла желаемого эффекта (ключевая ставка Банка Англии находится на уровне ниже 2% годовых с января 2009 года). Действительно, если посмотреть статистику, то после двух лет рецессии (2008–2009 годы), темпы роста ВВП Великобритании только один раз были достаточно высокими — в 2014 году экономика выросла на 3,1%, сообщает Eurostat. В прошлом году ВВП вырос на 2,2%, а в остальные годы темпы роста составляли 1,3–1,9%.
«Дальнейшее снижение процентных ставок не окажет значительного влияния на экономику Великобритании. Кроме того, дальнейшее расширение программы QE является неправильным решением для сегодняшних экономических проблем», — говорится в письме.
Экономисты подчеркивают, что выкуп активов был актуален в момент кризиса, когда банки нуждались в дополнительной ликвидности. Сейчас же новые вливания приведут лишь к росту долгов.
По данным Eurostat, за последние 10 лет Великобритания ни разу не свела бюджет с профицитом. Минимальный размер дефицита в 2,9% ВВП был зафиксирован в 2006 году, максимальный (10,7% ВВП) — в 2009 году. В прошлом году дефицит составил 4,4%.
Естественно, что дефицит покрывается заимствованиями. За те же самые 10 лет госдолг вырос в два с лишним раза — с 41,5% ВВП в 2005-м до 89,2% ВВП в 2015-м. По итогам прошлого года Соединенное Королевство было должно £2,266 трлн. И это только госдолг, а ведь сопоставимые суммы задолжали и корпоративный сектор, и домохозяйства.
Экономисты «группы 35» отмечают также, что новый раунд смягчения денежно-кредитной политики приведет к росту неравенства из-за раздувания цен на активы.
Аналитики инвесткомпаний указывают также на риск ускорения инфляции из-за смягчения денежно-кредитной политики и Brexit, поскольку курс фунта стерлингов значительно снизится. С начала года он уже подешевел примерно на 9% к доллару США, а после решения Банка Англии о понижении ставки потерял уже около 1,5%.
Стоит отметить, что в июле на своем первом после Brexit заседании английский регулятор не стал менять параметры денежно-кредитной политики. Точно так же поступили и другие ведущие нацбанки мира — Европейский ЦБ, Банк Японии, Федеральная резервная система США.
Пауза в принятии решений была связана с тем, что набор инструментов реагирования на новые риски очень скудный. Почти все развитые страны уже не один год проводят мягкую политику, с низкими (а некоторые и отрицательными) ставками и программами выкупа активов (количественное смягчение, QE).
Кроме того, все ждали решения ФРС, которая, в отличие от регуляторов Европы, Великобритании, Японии, завершила уже три раунда QE и начала постепенно повышать ключевую ставку. Но в конце июля Федрезерв оставил ставку без изменений и, вероятно, теперь отложит повышение до конца года.