Армагеддон приближается? Именно так можно трактовать высказывания глав МВФ и Всемирного банка, ожидающих, что бюджетные и долговые проблемы США могут привести к сбоям в мировой экономике.
Тревожные новости из США поступают с 1 октября, когда стало ясно, что из‑за конфликта по поводу медицинской реформы демократы и республиканцы не смогут согласовать госбюджет на следующий финансовый год.
Впрочем, т. н. shutdown в реальности не привел к катастрофическим последствиям, ведь 85 % бюджетных расходов выполняются. Мало приятного в том, что 2,1 млн американских госслужащих отправлены в вынужденные отпуска, но в конгрессе удалось прийти к решению, что зарплаты будут выплачены задним числом.
Кстати, shutdown, начиная с 1976 г. в США случался 17 раз. Особенно часто это происходило при президенте Джимми Картере в 1977‑1979 гг. Помню, как, будучи в то время учащимся младших классов, смотрел телепрограмму «Международная панорама», где гроссмейстеры советской политической пропаганды преподносили это явление как яркое доказательство загнивания капитализма.
С куда большим опасением ждут 17 октября, даты, когда должна быть законодательно увеличена предельная сумма государственных заимствований США. Если конгрессмены не достигнут компромисса, то Штаты якобы не смогут выполнять свои обязательства по внешним долгам. Но так ли все просто?
Важно понять, что речь идет о «техническом дефолте». То есть в данном случае о законодательном ограничении на привлечение дополнительных средств через продажу гособлигаций США.
Но не о том, что нет желающих приобретать treasures (таких достаточно), как и не о том, что госказначейство физически не имеет средств для долговых выплат. Похоже, не случайно именно октябрь был выбран в качестве времени для дискуссий о бюджете и потолке госдолга.
Есть «подушка» для демпфирования ситуации с госбюджетом: при ожидающемся месячном дефиците $ 80 млрд к началу месяца на счетах госказначейства было аккумулировано $ 88 млрд. Если представить фантастическую ситуацию — доходов бюджет США в октябре вообще не получит — все равно есть источник полного покрытия бюджетных расходов.
Если вернуться к реальности, то при неблагоприятном раскладе с бюджетными поступлениями на 1 ноября на счетах минфина останется $ 25‑30 млрд. Кстати, на балансе американского минфина находятся акции компаний, рыночная стоимость которых равна $ 38 млрд. Уже объявлено, что ведомство может продать акции General Motors на $ 4‑5 млрд.
Не менее примечательно, что именно на октябрь приходится наименьшая сумма расходов на обслуживание госдолга. При том, что за год США тратят на эти цели $ 220 млрд, в октябре 2013 г. расходы должны составить $ 9‑10 млрд, что в два раза меньше среднемесячной стоимости обслуживания госдолга.
Более того, поправка № 14 к конституции США гласит, что госдолг США является бесспорным и не подлежит пересмотру. Она предоставляет президенту полномочия обходить потолок госдолга, то есть позволять минфину продолжать заимствования.
Наверное, юристы Белого дома располагают правовой базой для того, чтобы производить расходы по госдолгу в том случае, если конгресс не поднимет его предельное значение. Кстати, в аналогичной ситуации в 2011 г. министр финансов Т. Гайтнер использовал бухгалтерские перебалансировки, которые позволили исполнять бюджетные расходы, продолжать привлечение средств, обслуживать госдолг.
Но, вероятно, компромисс будет найден — президент США и конгресс не являются полностью самостоятельными игроками, они скорее ретранслируют интересы определенных деловых кругов. Следовательно, корпоративные спонсоры Демократической и Республиканской партий не дадут довести ситуацию до катастрофической.
Для тех, кто не верит в способность договориться, замечу, что начиная с мая госказначейство не производило заимствований на открытом рынке: размещенные бумаги приобретали ФРС и прайм-дилеры, после чего продавали treasures на открытом рынке. То есть имеется отработанный механизм размещения казначейских облигаций даже при отсутствии рыночного спроса на них.
Чего ждать Украине? Как мы имели возможность убедиться, канал трансмиссии на экономику Украины рисков, вызванных бюджетными проблемами США, отсутствует. Полагаю, что и «дефолтный фактор» не сыграет. Пока идут долговые маневры, но, скорее всего, проблема разрешится.
Приведу мнение У. Баффета: «Мы подойдем вплотную к черте исключительного идиотизма, но не пересечем ее». Думается, к концу года стоит ожидать стабилизации ситуации на мировых рынках капитала, что позитивно скажется и на ситуации с госфинансами Украины.