В четверг министерство финансов США на своем сайте опубликовало новый санкционный список. Ограничения вводятся в связи с ситуацией на Украине. Речь идет о запрете на предоставление финансирования и участие в совместных проектах. А в случае «Газпрома», 51 «дочка» которого попала в санкционный список, запрещается еще и продавать оборудование.
Среди попавших под санкции дочерних структур российской монополии — ряд региональных подразделений монополии (таких как, например, «Газпром добыча Иркутск» , «Газпром добыча Краснодар», «Камчатгазпром», «Красноярскгазпром» и т.д.), региональные транспортные предприятия («Газпром трансгаз Сургут», «Газпром трансгаз Ставрополь» и т. д.), энергетическая «дочка» «Газпром энерго» (работает в 43 субъектах РФ), ведущий работы на шельфе «Газпром флот», «Газпром геологоразведка», «Газпром комплектация» и «Газпром инвест», занимающийся проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию газовых объектов.
Но самым значительным может оказаться для газовой монополии включение в санкционный список компании «Газпром капитал», через которую «Газпром» привлекает финансирование путем размещения рублевых облигаций.
С США «Газпром» дел фактически не ведет, но практика применения санкций показывает, что Вашингтон старается наказать и других игроков (в первую очередь речь идет о Европе), которые пытаются иметь дело с подсанкционными компаниями.
Глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что новые санкции — это сигнал в первую очередь для Европы. Демонстрация того, что отношение к России американских властей не изменилось.
«Газпром» — идеальная мишень, — отмечает Симонов. — И время, выбранное для введения санкций, — преддверие G20 — говорит о многом«.
Кстати, как раз в пятницу стартует Восточный экономический форум во Владивостоке, в котором «Газпром» принимает участие.
«Газпрому» сейчас и без того выкручивают руки, например по проекту «Северный поток — 2», — напоминает Симонов. — И теперь все будет зависеть от того, последует ли Европа в фарватере США».
Если Евросоюз прислушается к Америке, это может ударить и по планам освоения Южно-Киринского месторождения на Сахалине. Ранее проходила информация, что британо-нидерландская Shell готова стать акционером проекта. «Но Штаты фактически дают понять, что они сотрудничество с „Газпромом“ не одобряют», — говорит Симонов.
Также под санкции попал принадлежащий «Газпрому» пансионат «Дружба» и крупнейший в России медиахолдинг «Газпром-медиа» (включает в себя каналы ТНТ, «Матч!», «Пятница», радио «Эхо Москвы», продюсерскую компанию Comedy Club Production и Rutube).
«Холдинг „Газпром-медиа“ технически уже попадал под подобные санкции, так как является дочерней компанией „Газпромбанка“, — рассказали в пресс-службе. — Никаких новых условий, влияющих на ведение бизнеса, не появилось. Единственное, что изменилось — „Газпром-медиа“ назвали по имени. Уверены, что такое признание со стороны Министерства финансов США повлияет на узнаваемость бренда и увеличит охват наших каналов, вещающих на зарубежную аудиторию».
Однако структурами «Газпрома» недовольство США не ограничилось. В санкционный список также попали компании «Мостотрест» и «СГМ-мост». «Мостотрест» является субподрядчиком строительства моста через Керченский пролив, а «СГМ-мост» — генеральным подрядчиком. Также под санкции США попал заказчик строительства Керченского моста — ФКУ «Упрдор «Тамань» и его проектировщик — компания «Гипростроймост».
РИА «Новости» со ссылкой на источник в банковских кругах сообщает, что «Мостотрест» уже перенес на неопределенный срок размещение облигаций на 10 млрд руб. Предполагалось, что они будут размещены 5 сентября. Но и это еще не все. В список попали структуры Газпромбанка и Банка Москвы.
Кроме того, под санкции попал бассейн «Чайка». Этот легендарный бассейн был построен в 1957 году к фестивалю Молодежи и студентов в Москве и в разные годы там совершали заплывы именитые спорстмены. В 1980-е годы там проходили Олимпийские игры.
Как отмечает политолог-американист Игорь Зевелев, внесение новых компаний в санкционный список выглядит «рутинным», так как принятые ранее законы подразумевают его расширение:
«Чтобы это остановить, нужна политическая воля, и лица, принимающие решения, посылают сигнал, что они не хотят ее проявлять», — говорит Зевелев.
По его словам, несмотря на то, что Россия и США могут быть близки к тому, чтобы заключить соглашение о совместной борьбе с терроризмом в Сирии, решение о санкциях не идет вразрез с принципами администрации Обамы: «Мы сотрудничаем там, где это соответствует нашим интересам, однако проявляем твердость по поводу Крыма и не принимаем ситуацию с ним», — говорит эксперт. Этим решением, считает Зевелев, США показывают, что «коренного перелома» в отношениях не будет.
Ведущий эксперт института Brookings Стивен Пайфер отметил, что минфин США «периодически расширяет санкционный лист: „Я не думаю, что есть цель послать какой-то сигнал перед встречей Путина и Обамы в Китае“.
Кроме того, был обновлен список персоналий, в отношении которых действуют санкции. Речь идет о восьми министрах правительства Республики Крым, а также руководителях управлений ФСБ и Следственного комитета по региону.
„Я думаю, может, это разочарование: Обама очень хочет завершить свое президентство успехом в Сирии, но там договориться не удается“, — подводит итог первый вице-президент российского Центра политических технологий Алексей Макаркин.
И в Госдепе, и в министерстве обороны США, по словам политолога, сейчас бытует мнение, что Вашингтон делает слишком много уступок России, в том числе по Сирии, например, когда госсекретарь Джон Керри говорит, что есть претензии к оппозиции, что она слишком сближается с радикалами.
„Эта позиция воспринимается многими госслужащими в США как слишком слабая, и то же самое касается Украины“, — подчеркивает политолог. — У Обамы есть разочарование в украинской власти, но не до такой степени, чтобы ее бросить».
Поэтому, когда, с одной стороны, переговоры по Сирии заходят в тупик, а в аппарате президента считают, что Вашингтон действует слишком мягко по отношению к Москве, санкции расширяются, считает Макаркин.
«Они демонстрируют, что Америка не будет больше идти на уступки, и от того значимость запланированной в рамках G20 встречи двух президентов снижается», — отмечает политолог.
Саммит «большой двадцатки» пройдет 4–5 сентября в китайском Ханчжоу. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Владимир Путин и Барак Обама переговорят «на полях» саммита и обсудят в том числе сирийскую проблематику. Однако теперь вряд ли встреча двух лидеров принесет какие-то серьезные договоренности.