В 2017 году ряд социальных норм могут быть пересмотрены. Наряду с продлением ограничений по выплате пенсий для работающих и спецпенсионеров, введенных еще в 2014 году, правительство предлагает расширить количество плательщиков единого социального взноса. Это позволит, хоть и незначительно, но снизить нагрузку на бюджет Пенсионного фонда. Кроме того, Минфин намерен расширить свое право доступа к базам данных госорганов для более эффективного процесса верификации соцвыплат.
Не отказались в Кабмине и от идеи пересмотра порядка начисления стипендий в 2017 году. Предложены нормы, которые сократят количество стипендиатов, как среди малообеспеченных категорий населения и сирот, так и получателей академической выплаты. С некоторыми предложениями депутаты все же согласны.
Еще одна особенность бюджета-2017 — увеличение финансирования медицины. Только на закупку лекарств правительство намерено потратить на 2 млрд гривен больше, чем годом ранее. Правда, к этой перспективе эксперты относятся со сдержанным оптимизмом.
«Сейчас урезано уже все, что только можно»
Параллельно с проектом бюджета на 2017 год, правительство подало в парламент пакет законопроектов, которые повлияют на расходную и доходную части казны. Именно на этих документах рассчитан баланс бюджета. Так, в пояснительной записке к правительственному законопроекту № 5130 говорится об «экономном и рациональном использовании госсредств».
Финансовые возможности государства ограничены, поэтому и на 2017 год правительство Владимира Гройсмана продлевает ряд ограничительных норм по пенсионным выплатам, введенных еще в 2014-2015 годах Кабинетом Арсения Яценюка. В течение следующего года будут действовать ограничения для работающих пенсионеров. Они смогут претендовать только на 85% своей пенсии.
Выплата, при этом не должна быть менее 150% от прожиточного минимума (ПМ) для нетрудоспособных граждан (сейчас это 1968 гривен). В полном же объеме пенсии можно будет получать только, уволившись с работы.
По данным Пенсионного фонда (ПФУ), к концу 2015 года это ограничение распространялось на 645 тысячи работающих пенсионеров, и экономия за 9 месяцев действия этой нормы ПФУ, составила 2,9 млрд гривен. По оценкам ведущего научного сотрудника Института демографии и социальных исследований Лидии Ткаченко, в этом году эффект может быть еще больший — минимум 4 млрд гривен.
Ограничения предложено продлить и для получателей спецпенсий и пожизненного денежного содержания. К этим категориям, как известно, относятся бывшие члены правительства, народные депутаты, прокуроры, судьи. Максимальный размер выплат, как и предыдущие годы, составит 10 прожиточных минимумов. При этом, за основу берется ПМ, установленный с 1 сентября 2015 года, а именно 10ПМ — 10,74 тыс. гривен. В проекте предложений на 2017 год этот предельный размер не изменен, а значит содержание спецпенсионеров может сохраниться на прежнем уровне, если, конечно, за «отставников» не побеспокоятся нынешние депутаты.
Правительство нашло дополнительный источник финансирования ПФУ, расширив базу начисления единого соцвзноса для физлиц-предпринимателей (кроме бизнеса, находящегося на упрощенной системе налогообложения) и граждан, которые занимаются независимой профессиональной деятельностью — медицинской, юридической, нотариальной, научной, литературной. Если сейчас, по действующему законодательству, обязательство по уплате ЕСВ для них наступает в месяц, когда получен доход, то с 2017 года уплата может стать ежемесячной вне зависимости от прибыльности дела. Сумма к уплате — не меньше, чем минимальный страховой взнос. С 1 января — это около 350 гривен (22% от минимальной зарплаты). "Таких плательщиков немного и сильно бюджет это не спасет«,- отметила Лидия Ткаченко.
Напомним, что в проекте бюджета-2017 дотации из казны для ПФУ на покрытие его дефицита составят более 156 млрд гривен, что на 7% больше, чем предполагается в текущем году. Проблемы с фондом — это одна из ключевых проблем, решить которую постоянно требует МВФ.
Министр соцполитики Андрей Рева через месяц после своего назначения заверял, что правительство намерено запустить пенсионную реформу. Расширение базы обложения ЕСВ наряду с увеличением уплаты соцвзноса с минимальной зарплаты и легализацией теневых зарплат с пересмотром количества категорий, имеющих право досрочно выходить на пенсию, тогда было способом сокращения нагрузки на бюджет. Летом, правда, правительство пересмотрело список таких льготных категорий, существенно расширив его.
«В пенсионной системе уже экономить не на чем, — считает Ткаченко. — Поэтому акцент уже нужно было делать на усилении контроля за начислением и уплатой ЕСВ, так как особой легализации зарплат после снижения вдвое ставки соцвзноса так и не произошло. Особенно стоило бы контролировать рынки, вводить кассовые аппараты, решать проблемы с МАФами».
Зря, по мнению ведущего научного сотрудника Института демографии и социальных исследований, правительство пошло и на отмену налогообложения высоких пенсий. Не облагались только выплаты менее 3 минимальных зарплат (4134 гривен). С сумм превышения уплачивалось 15% налога на доходы физлиц. Под действие этой нормы, по данным ПФУ, попадало 416 тысяч пенсионеров, а бюджету в 2015 году удалось дополнительно получить 1 млрд гривен. Если бы сэкономленные деньги пошли, например, на увеличение пенсий для населения категории 80 — 80+, которых не так уж и много, и которые имеют повышенные расходы на медицинское обслуживание, то граждане бы «с большим пониманием отнеслись с возможной пенсионной реформе».
Кто кому получатель
По словам секретаря парламентского комитета по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения Натальи Веселовой («Самопомич»), члены ее комитета при обсуждении пакета бюджетных законопроектов намерены делать акцент на усовершенствовании процедуры верификации соцвыплат и максимальной электронизации процессов. «Мы будем говорить не о том, как сократить расходы, а сейчас урезано уже все, что только можно, а о том, как сделать процесс прозрачнее, — уточнила Веселова. — Если будут объединены все базы и специалисты будут иметь доступ к ним в части необходимой для них информации, то верификация будет происходить моментально».
В предложенном правительством законопроекте, Минфин как раз и претендует на расширение доступа к базам данных — от реестра избирателей до актов гражданского состояния граждан. «В первую очередь, не достаточно информации из реестра гражданского состояния физических лиц для определения даты смерти и факта рождения. Реестр ЦВК — единственна база данных, наполненная Миграционной службой, которая говорит о месте регистрации граждан», — поясняет свою инициативу начальник управления верификации и мониторинга выплат Минфина Андрей Рязанцев. По его словам, это даст возможность вычислить «мертвые души» в рядах получателей соцпомощи и пенсий.
На сегодня, по данным Минфина, предоставлено более 1 млн рекомендаций на остановку, приостановку или возврат излишне выплаченных средств на сумму 1,7 млрд гривен в месяц или около 20 млрд гривен в год. В каком объеме эти рекомендации были выполнены — вопрос к Минсоцполитики, ПФУ и другим ведомствам, осуществляющим выплаты.
«Я не против такой инициативы Минфина. Возможно, он хочет видеть более широкую картину для прогнозирования политики в будущем, — говорит вице- премьер Павел Розенко. — Может, мы хоть какой-то результат от этой идеи увидим. Не стоит забывать, что в этом году было выделено 40 млн гривен на этот процесс. В следующем — еще 9 млн гривен планируется. Экономии средств от верификации я пока не вижу, так как системных нарушений при начислении соцпомощи и пенсий так и не было выявлено».
От стипендии до стипендии
Кабинет министров все же пересмотрел процедуру начисления и размер стипендий. Инициатива этого принадлежала Минфину, который таким образов пытался решить проблему неэффективного использования госсредств. Министерство и министра студенты критиковали, иногда подтверждая свое возмущение точно брошенным тортом, а президент Петр Порошенко предупредил, что никогда не подпишет бюджет, где будет предусмотрено сокращение стипендиальных выплат.
Согласно законопроекту, стипендии, как и анонсировал Минфин, с 1 сентября 2017 года будут разделены на два категории — социальную и академическую. Под первые выплаты должны попадать все малообеспеченные студенты, а также сироты. В случае с малоимущими семьями, где есть студенты, правительство контролировало бы доходы. Сироты бы получали выплаты гарантированно. Однако в законопроекте появился ряд новых критериев, который все же ограничит доступ к выплатам. Для малообеспеченных студентов условием получения стипендий также может стать и успеваемость, а для сирот вводится возрастной ценз — если ты сирота, то стипендия тебе полагается только с 18 и до 23 лет. Размер помощи будет определять Кабмин. Сейчас объем стипендий, в частности, для детей-сирот, вдвое превышает выплаты обычного студента-бюджетника.
«Мы приняли решение, что по малообеспеченным категориям на первом курсе стипендию будут получать все в полном объеме, но, если получатель откровенный троечник, то выплаты прекратятся, — разъяснил замминистра финансов Сергей Марченко. — Если у родителей нет денег на содержание и студент все же получил право получить образование бесплатно, то, будь добр, учись!» Стоит отметить, что на студентов-сирот это требование распространяться не будет.
Для получения академической стипендии первым и последним требованием станет успеваемость и достижения в научной деятельности. Марченко заверяет, что все эти предложения могут еще претерпеть изменения. «Все, что будет дальше — вопрос компромисса», — резюмировал он. Следует сказать, что на обе стипендиальных системы правительство намерено выделить около 3 млрд гривен.
Первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Александр Спиваковский (БПП) готов согласиться лишь с частью предложений. Например, по академическим выплатам. Он считает, что повышенная денежная помощь действительно сможет мотивировать ребенка к получению высоких баллов. «Мы должны обеспечить качество, поэтому идеологию по разделению на академические и социальные стипендии я поддерживаю. Я помню времена обучения при СССР. Мы тогда получали академическую стипендию, если средний балл был 4 и выше. Это мотивирует», — говорит Спиваковский.
Однако по сути порядка начисления социальных стипендий у депутата есть замечания. Введение возрастного ценза для студента-сироты неприемлемо. «Если будет 12-летняя система получения среднего образования, то со школы ребенок уже выходит в возрасте 18-19 лет, а закончить магистратуру может к 25-26 годам, — поясняет он. — А если пошел в ПТУ, потом в колледж, а потом по сокращенной программе в университет на бакалаврат и все это беспрерывный процесс, то к окончанию обучения студенту также уже может быть до 27 лет». Если и вводить подобные ограничения, то исключением может быть беспрерывное обучение, в течение которого вне зависимости от возраста студент-сирота может претендовать на соцпомощь от государства.
Не рассматривает депутат и критерий успеваемости для получения стипендии для малообеспеченных категорий. Если ребенок не нарушает учебный процесс он должен иметь право на помощь для обеспечения себя достаточным уровнем жизни, питания и проживания в общежитии.
Здравоохранение в плюсе
Кабинет министров решил увеличить финансирование здравоохранения в следующем году в общем на 9%, до 62 млрд гривен. Непосредственно Минздрав получит 47,5 млрд гривен (+6% по сравнению с прошлым годом). По этой статье львиная доля расходов придется на медицинскую субвенцию из госбюджета местным бюджетам — 46,8 млрд гривен (+5,4%).
Непосредственно на нужды Минздрава будет выделено отдельно 14,5 млрд гривен (+19,9%). В основном эти средства пойдут на закупку лекарств и медицинских изделий. В следующем году чиновники намерены потратить на это 5,9 млрд гривен (+50,6% по сравнению с бюджетом-2016).
Глава координационного совета общественной организации «Медконтроль» Игорь Щедрин считает, что окончательные показатели расходов на здравоохранение в госбюджете-2017 будут скорректированы в сторону уменьшения. «В рамках тенденции децентрализации логично предположить, что увеличатся расходы местных органов власти на здравоохранение. Поэтому, скорее всего, расходы госбюджета на эту сферу не будут увеличиваться. Даже если и будет увеличена медсубвенция на 2 млрд гривен, то, по сути, это не принесет никаких кардинальных изменений для здравоохранения», — отмечает он.
В благотворительном фонде «Пациенты Украины» подсчитали, что в следующем году будет увеличено финансирование закупок лекарств для пациентов с туберкулезом на 41,1% (до 552,5 млн. гривен), с ВИЧ/СПИДом на 32% (до 851,5 млн гривен), с детской онкологией на 58,1% (до 558,1 млн гривен), взрослой онкологией на 12,1% (до 445 млн гривен). Финансирование борьбы с взрослой гемофилией увеличится в 3,5 раза и составит 421,6 млн гривен. Также будет дополнительно профинансирована программа вакцинации на 12,1% — до 661,7 млн гривен.
«Впервые за всю историю нашей организации больные с гепатитами, онкологией, ВИЧ, туберкулезом и другими заболеваниями не выходят на уличные пикеты, требуя дополнительного бюджетного финансирования на закупку лекарств. Впервые, путем переговоров, нам удалось убедить Минфин заложить дополнительных 2 млрд гривен на лекарства», — говорится в сообщении «Пациентов Украины » со ссылкой на исполнительного директор фонда Ольгу Стефанишину. Она надеется, что Верховная Рада поддержит этот проект бюджета, а правительство и в дальнейшем будет прислушиваться к нуждам тяжелобольных пациентов.
Однако Игорь Щедрин считает, что расходы Минздрава на закупку лекарств в итоге останутся на уровне 2016 года, то есть, составят примерно 4 млрд гривен. «Если бы реформа закупок с помощью международных организаций показала однозначный успех, то можно было бы рассчитывать на увеличение этой статьи расходов. Но на практике из-за нынешних задержек с поставками лекарств, в окончательной версии госбюджета на следующий год эта статья, скорее всего, будет уменьшена с нынешних проектных 6 млрд гривен до показателя 2016 года», — предполагает он.
Нужды в сфере медицины это не только закупка лекарств и зарплаты медикам. Но и содержание больниц, некоторые из которых необходимо ремонтировать и строить. В бюджете-2017 заложено увеличение расходов на реконструкцию и расширение Национального институт рака на 72,4% (198,3 млн гривен). Вместе с тем ожидается сокращение финансирования строительства нового корпуса «Охматдета» на 3,8% до 380 млн гривен.
Эксперт медицинской группы «Реанимационного пакета реформ» Зоряна Черненко обращает внимание на то, что в следующем году из госбюджета больше не будут оплачиваться расходы медучреждений на коммунальные услуги. «Раньше на эти цели расходовались средства из субвенцией из госбюджета местным бюджетам. Теперь из медсубвенций будут оплачиваться только зарплаты и покупка лекарств. Ранее около 80% медсубвенций приходилось на зарплаты, примерно 10% на оплату коммунальных услуг, а остальной объем уходил на покупку лекарств на местах», — говорит она.
По мнению эксперта РПР, это позитивно скажется на зарплатах медперсонала. «Сейчас во многих регионах медработники получают только „голую“ ставку без надбавок, к примеру, за сверхурочную работу или дежурство. Теперь они смогут рассчитывать на эти выплаты», — объясняет она. Но, по словам Зоряны Черненко, многие регионы не готовы к тому, что теперь они должны будут самостоятельно искать средства на оплату коммунальных услуг. «Они не знают где искать на это средства. К этому мало кто готов. Я думаю, что будут регионы, которые скажут, что им не выделили денег из госбюджета на оплату коммунальных услуг, поэтому они закрывают больницу или поликлинику», — отмечает она.
Вместе с тем, эксперт медицинской группы РПР считает, что в условиях децентрализации повышение ответственности собственников больниц — местных органов власти — за их эффективное хозяйствование является правильным решением. «Ведь местные органы власти являются собственниками коммунальных медучреждений и, соответственно, должны содержать больницы. А государство путем оплаты зарплаты медперсоналу гарантирует оказание бесплатных медуслуг. Этот госбюджет, по сути, должен воспитать в местных властях хозяйственников. Но это с регионами не оговорено и не обсуждено. Некоторые регионы даже до конца не осознают, что их ждет», — отмечает она.
По ее же словам, несмотря на ожидаемое увеличение расходов на закупку лекарств на 2 млрд гривен, ни по одной госпрограмме, по которым будут закупаться препараты, нет четко определенной цифры потребности в лекарствах, также не до конца понятно, сколько пациентов в них нуждаются. «Это значит, что сколько бы ни выделяли средств, никто не знает насколько эффективно будут использованы эти деньги», — говорит она.
В свою очередь председатель наблюдательного совета группы фармкомпаний «Лекхим», президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины Валерий Печаев поддерживает увеличение расходов на закупку лекарств. «Если в целом сейчас по 18 программам, по которым закупаются лекарства, бюджет на потребности закрывается на 30-40%, то увеличение финансирования на 2 млрд гривен окажет подспорье. Потребности будут покрываться до 80%, а по таким позициям как лекарства для лечения туберкулеза и СПИДа до 100%», — отмечает он.
БЮДЖЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ. Главной фантазией проекта бюджета-2017, создающего его непреодолимую проблему, является то, что в нем заложено 3% роста ВВП. В ситуации, штучно созданной тарифно-субсидиальной политикой власти, это мертвый внутренний рынок из-за нулевой покупательности населения и как следствие, бездействующий малый и средний бизнесы, а также отсутствие базы для трудоустройства населения. Такое состояние дел больше предвидит падение ВВП, а не его рост. А вы пенсии, стипендии, лекарства...