Фінанси

кризис

Что проиcходит с немецкими банками

26504
Что проиcходит с немецкими банками

Германия — экономический и политический локомотив Европы, но по ее банкам этого не скажешь. У крупнейшего немецкого банка Deutsche Bank множество проблем. В первую очередь это многомиллиардные претензии Министерства юстиции США, связанные с продажей ипотечных продуктов перед финансовым кризисом. Есть и другие сложности с регуляторами, кроме того, такой низкой стоимости акций банка мир не видел уже несколько десятков лет.

Проблема перешла в политическую плоскость, поскольку правительство Германии пытается решить, необходимо ли спасать банк, и если да, то возможно ли это. Большинство аналитиков считают, что в настоящий момент вмешательство государства не является обязательным, а 30 сентября глава банка Джон Крайан заверил сотрудников, что банк «выполняет все текущие требования к капиталу, а реструктуризация идет, как планировалось».

Недавний опрос TNS Emnid для новостного журнала Focus показал, что против любого вида государственной помощи Deutsche Bank выступают 69% респондентов, а за — только 24%. У канцлера Ангелы Меркель и без внутренних финансовых вопросов масса забот — проблемы Италии и Греции приобретают устрашающие масштабы.

Deutsche Bank, третий по величине банк Европы, не одинок. Его более скромных размеров конкурент, Commerzbank, объявил о планах сокращения до 20% сотрудников и снижения масштабов операций. Другие крупные банки пострадали от глобальных проблем в области морских перевозок. И политика ультранизких процентных ставок, проводимая Европейским центробанком, подорвала доходы многочисленных сберегательных и кооперативных банков, принадлежащих общинам страны.

В других странах, например в Италии, главная беда банков — плохие кредиты. Но в Германии проблемы носят скорее структурный характер: в одном конкурентом поле находится слишком много банков, и не все они ставят целью удовлетворение акционеров, а законодательные и политические барьеры на пути слияний и поглощений делают консолидацию игроков сложной задачей.

Кроме крупных банков, акции которых торгуются на бирже, розничный банковский ландшафт Германии формируют сберегательные банки, принадлежащие обычно городам (они называются Sparkassen), и кооперативные банки (Volksbanken или Raiffeisenbanken). Также существуют государственные банки, выполняющие роль клиринговых для Sparkassen — они намного крупнее последних и называются Landesbanken. Клиринг-банком для Volksbanken и Raiffeisenbanken является DZ Bank.

Такая децентрализованная система еще несколько десятилетий назад была для Европы обычным явлением, но в других странах реформы сделали возможным слияние банков различных типов, в Германии же этот путь и сегодня представляется политически сложным. Например, сберегательные кассы по закону не могут быть поглощены более крупными игроками, например Commerzbank или Deutsche Bank.

Николас Верон, старший научный сотрудник брюссельской аналитической компании Breugel, говорит, что Франция, к примеру, это «очень концентрированный рынок, создающий стабильный и достаточно высокий поток дохода для французских банков».

И данные это подтверждают. По сведениям FactSet, на конец прошлого года рентабельность капитала крупных французских банков составляла 6,18%, а немецких — лишь 4,51%. Доход на акцию у французских региональных банков был равен 8,88%, а у их немецких коллег — только 2,65%.

Эксперты говорят, что в Германии просто слишком много банков. Данные ЕЦБ показали, что в 2014 году в стране было самое низкое в еврозоне число граждан на одну кредитную организацию — 45 552 жителя. Например, в Испании их 205 593.

Экономист и финансовый флогер Беата Резат говорит: «В Германии по-прежнему слишком много банков. Консолидация затруднена еще и потому, что многие люди очень привязаны к своей сберегательной кассе. Ведь в сегодняшней ситуации сберегательные банки могут быть надежнее крупных частных банков».

Сберкассы являются нешуточной политической силой. Согласно данным объединяющей их ассоциации, их более четырехсот, и в них работают около 234 тыс. человек, а также в них заведены 44 млн сберегательных счетов. Эти банки громче всех жалуются на проводимую ЕЦБ политику низких процентных ставок, так как они сильно зависят от разницы между тем, что зарабатывается на кредитах и тем, что выплачивается по депозитам. Данные немецкого Бундесбанка показывают, что в период с 2008 по 2015 год такого рода доходы сберегательных банков упали на 37% (хотя, если считать падение процентного дохода, чистый процентный доход вырос за это время на 12%). Те же данные показывают, что чистый процентный доход государственных Landesbanken с 2011 года упал на 22%.

Член исполнительного совета ЕЦБ Ив Мерш недавно заявил, что, согласно прогнозам, отрицательные процентные ставки «приведут к значительному снижению прибыльности банков в течение ближайших пяти лет». При этом «оценки специалистов ЕЦБ показывают, что общее влияние на прибыльность банков после последних мер кредитно-денежной политики является скорее положительным — по сравнению с отсутствием таковых».

Немецкие регуляторы призвали банки рассмотреть возможность введения платы за ранее бесплатные услуги. Феликс Хуфельд, глава немецкого Федерального управления финансового надзора, выступая на конференции во Франкфурте, заявил, что при отсутствии альтернативных источников дохода бесплатные услуги для клиентов существовать не могут.

Немецкие банки также пострадали от кризиса судоходства последних лет. В 2008 году, когда на фоне глобального экономического кризиса и переизбытка вновь построенных судов фрахтовые ставки резко упали, гамбургский HSH Nordbank был крупнейшим в мире кредитором судоходных проектов. С тех пор заработки остаются низкими — многие суда не приносят достаточной прибыли для обслуживания кредитов.

Значительные транспортные кредиты предоставляли и другие финансовые организации: северные немецкие банки Norddeutsche Landesbank Girozentrale и Bremer Landesbank, а также Deutsche Bank и Commerzbank.

Источники: The Wall Street Journal, Insider.pro

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама