Профессор Гарварда Роберт Лэнгдон (не волнуйтесь, все еще Том Хэнкс) просыпается в больнице где-то во Флоренции. Голова болит, перед глазами плывет, память отшибло по всем фронтам — разумеется, кроме мировой истории, культуры и символики. Рядом обнаруживаются коварные убийцы и привлекательная брюнетка (Фелисити Джонс), годящаяся профессору в дочери, но охотно приглашающая его к себе домой. Лэнгдон явно забыл содержание предыдущих серий, иначе бы вряд ли доверился незнакомке. Ну да неважно. За первые полчаса знакомства новые друзья без труда расшифровывают иллюстрацию Боттичелли к «Аду» Данте и делают несложный вывод — безумный миллиардер решил убить все человечество. После чего отправляются в путь. Как у туристов на однодневной экскурсии, у них нет времени на частности, только на самое главное: флорентийский Баптистерий, базилика Святого Марка в Венеции, стамбульская Святая София, а на десерт — таинственная цистерна с головами Медузы, где как раз на тот роковой вечер (сюрприз!) запланирован для пущей эффектности концерт классической музыки. А, да, еще надо успеть до заката спасти мир.
Режиссеру Рону Говарду и актеру Хэнксу можно было бы посочувствовать, но предполагаемый размер гонораров за эту титаническую халтуру убивает всякую жалость. Да и репутацию таких людей парой-тройкой скверных фильмов не испортишь. Хотя задача, конечно, не из элементарных: превратить конспирологические изыскания для домохозяек, которыми зарабатывает Дэн Браун, в смотрибельные блокбастеры. С «Кодом да Винчи» не вышло совсем ничего — то есть касса была огромной, а реакции, мягко говоря, разочарованные. Поэтому с «Ангелами и демонами» команда Говарда расстаралась: у них получился вполне сносный триллер о том, как проходимец проник на папский престол в Ватикане, а умный профессор его разоблачил. Неправдоподобно, но хотя бы увлекательно, и Юэн МакГрегор с двумя скандинавами, Стелланом Скарсгордом и Николаем Ли Косом, как-никак актеры превосходные.
«Инферно» убивает все надежды. Единственная часть фильма, заслуживающая минимального внимания, — минутные галлюцинации Лэнгдона, воспроизводящие представление Данте о муках ада: там даже просыпается что-то, напоминающее о германовском «Трудно быть богом». Все прочее — нагромождение нелепостей и банальностей, растянутый на два часа туристический проспект, которому даже самые старательные актерские работы (а их тут нет) не могли бы придать сходства с настоящим фильмом. Можно понять и Дэна Брауна — бедолага, видимо, иссяк: тамплиеров, иллюминатов и масонов он уже использовал, не пудрить же народу мозги гвельфами и гибеллинами! Вот он и изобрел невнятного антигероя-маньяка, который к началу действия уже будет мертв. Не страшно и даже не интересно.
Очевидно, для того чтобы компенсировать унылую, натянутую интригу, двое главных героев постоянно, даже на рекламном постере, за кем-то или от кого-то бегут. Анекдотический темп не придает динамики черепашьей детективной интриге, в которой все ясно с самого начала (из милосердия к недогадливым любителям Брауна не будем раскрывать секрет полишинеля здесь). Остается последнее утешение — любоваться на Хэнкса. Но, право, с экранов еще не сошло благородное «Чудо на Гудзоне», и за один только прошлый год вышли «Голограмма для короля» и «Шпионский мост». Неужто вам не хватило?
Хотелось бы, конечно, пожелать скорейшей кончины этой стыдной франшизе, но шансов мало — сегодня конспирология стала новой религией, и все больше зрителей готовы отдать почку, чтобы узнать, кто же виноват в плохой экологии, гнусной политике и высоких ценах: американцы или арабские террористы, тамплиеры или розенкрейцеры? Поэтому Дэн Браун и его кинематографические аватары еще долго будут держаться на плаву.