Вместе с «Миром Дикого Запада» вышел еще один сериальный ремейка легендарных фильмов: «Смертельное оружие». Получилось не плохо, а скорее даже хорошо.
Сержанту Роджеру Мерто (Деймон Уэйанс, он же майор Пейн) — пятьдесят, но в отличие от одного печально известного химика на жизнь он не жалуется, только разве что на здоровье. Но и тут все не так уж плохо. У него не рак легких, просто во время родов жены (третий ребенок был незапланированным, но куда деваться?) его прямо в больнице хватил инфаркт: благо врачи были под рукой, откачали. Теперь на левой руке Мерто красуются навороченные часы, измеряющие сердцебиение. Перед выходом на службу они показывают, что ветеран, проработавший лос-анджелесским копом 22 года, немного волнуется. Скоро, однако, счетчик и вовсе начнет зашкаливать, когда в напарники Мерто дадут безбашенного Мартина Риггса (Клейн Кроуфорд) — техасского полицейского, который недавно потерял беременную жену и теперь всячески ищет повода покончить с собой. Желательно во время исполнения. И желательно красиво. «Я слишком стар для этого дерьма», — вслух не произнесет, но, несомненно, подумает Роджер, однако все равно последует за напарником в пекло. А как же иначе, ведь это бадди-муви.
Всякое кино про напарников (от «48 часов» до «Копов в юбках») держится на том, что принято называть химией между актерами: в этом половина его успеха и обаяния. Поскольку Мел Гибсон и Дэнни Гловер оказались слишком стары для этого ремейка, на замену им нашли не менее колоритную парочку: Кроуфорда и Уэйанса. По сюжету это снова белый и черный полицейский — молодой и старый, дерзкий и степенный. Но при всей узнаваемости типажей это определенно уже не те ребята из 80-х. Важное их отличие: они не первопроходцы, а последователи. Они чувствуют на себе груз уже немолодого жанра бадди-муви, поэтому сравнивают себя с Танго и Кэшем, Старски и Хатчем, Бучем Кэссиди и Санденсом Кидом.
Что еще по-своему интересно, Гибсон в оригинальном фильме играл Риггса, уже будучи в статусе кинозвезды (на тот момент за его плечами были все три части «Безумного Макса»). Клейн Кроуфорд, наоборот, стал настоящей находкой и открытием сериала. Даже странно, что ему до сих пор не доверяли главных ролей: с ролью копа в состоянии исступления он справляется блестяще.
Деймон Уэйанс, играющий Мерто, в представлениях нуждается меньше, поэтому неудивительно, что его фамилия в титрах идет первой. Деймон — один из четырех чернокожих голливудских братьев-комиков Уэйанс и тот самый майор Пейн, поэтому в сериале за юмор и шутки в основном отвечает он. Впрочем, не только за юмор, но и, как ни странно, за дух подлинного старорежимного экшена. Дело в том, что Уэйанс в 90-е вместе с Брюсом Уиллисом снялся в разобранном на цитаты боевике «Последний бойскаут», сценарий к которому написал не кто иной, как автор «Смертельного оружия» Шейн Блэк. Тогда Блэк вообще писал сценарии всех прибыльных боевиков на свете и был на коне. Так что круг пусть и не самым очевидным образом, но замкнулся.
Однако Шейн Блэк, у которого в этом году в качестве режиссера вышел еще один классный бадди-муви «Славные парни», не имеет никакого отношения к сериальному ремейку «Смертельного оружия». Что даже странно, потому что его дух незримо витает над телеадаптацией. Хлесткие панчлайны (фразы, которые не только отскакивают у главных героев от зубов, но и оседают в памяти у зрителей), бойко выписанные драйвовые сцены и захватывающие посиделки на кухне у четы Мерто указывают на то, что дух Шейна вселился в шоураннера сериала Мэттью Миллера и теперь вещает через него как через аватара. Впрочем, ремейк — это не только тщательная реконструкция стиля Блэка, но и деконструкция оригинального материала. И в этом тоже его сила: сериал не только пытается копировать приемы старого «Смертельного оружия», но и старается его как-то переосмыслить — с позиций нового времени.
С другой стороны, сериал какие-то вещи упрощает. Например, в фильме суицидальные наклонности Риггса, вызванные потерей возлюбленной, некоторыми коллегами воспринимались как симуляция (и небеспочвенно: в ходу тогда было выражение «психопенсия», немало полицейских симулировали симптомы нервного срыва, чтобы получить неурочный отпуск). Чтобы удостовериться в том, что герой Мела Гибсона и правда эмоционально нестабилен, начальство приставило к нему не только пожилого и уравновешенного напарника, но и психиатра. В сериале же никто особо не сомневается в неадекватности Риггса, особенно его психиатр (Джордана Брюстер), так что этот остросоциальный аспект оказался выкинут за ненадобностью. Вообще в сериале, конечно, осталось мало элементов от настоящей жизни копов. Кроуфорд и Уэйанс играют прежде всего героев боевика, а не полицейской драмы. При всем при этом нельзя сказать, что сценарист Мэттью Миллер и режиссер первых серий МакДжи («Ангелы Чарли», «Значит, война») делают чистый жанр без претензий на что-то большее. МакДжи, конечно, спорный режиссер, но чего-чего, а лихости ему не занимать, поэтому когда машину напарников во время погони на улицах Лос-Анджелеса выкидывает на трассу гоночных болидов, выглядит это невероятно круто.
Да, герои постоянно попадают в какие-нибудь сумасшедшие передряги, однако сериал не стесняется обращаться и к внутреннему миру персонажей. Гибель жены Риггса — когда-то тонко высмеяная в пародии «Заряженное оружие» — спустя почти десять лет снова подается с самым серьезным видом. Она не просто обозначена — она долго, больно и мучительно переживается главным героем. Если у Ригсса — Гибсона, раздираемого болью утраты, была одна выдающаяся сцена в трейлере, когда он пытался покончить с собой (режиссеру Ричарду Доннеру даже стало боязно за актера — настолько сильно он вжился в роль), то Кроуфорд может позволить себе избежать таких душераздирающих перформансов. На его стороне сериальный хронометраж. Он переживает свою печаль медленнее, но с каждой серией как будто бы все сильнее — насколько хватит запаса драматизма у актеров и сценаристов, пока неясно, но складывается впечатление, что это тот самый ремейк «Смертельного оружия», который мы заслужили.