Сейчас персональные компьютеры или ноутбуки есть практически у всех. Но были времена, когда они считались дорогой и эксклюзивной техникой. Впрочем, на прошлой неделе компании, определившие облик современных ПК, — Microsoft и Apple — дали нам возможность заглянуть в будущее, и, похоже, мы возвращаемся туда, откуда пришли: компьютер снова становится дорогим и эксклюзивным устройством.
Не обращайте внимания на взрывы цвета на великолепных дисплеях высокого разрешения, на гламурные промо-видео и ультратонкие цельнометаллические корпусы новых Surface Studio и MacBook Pro. Давайте лучше взглянем на цены. В базовой комплектации моноблок Microsoft Surface Studio стоит $2999, а если вы решите выбрать модель с 23 Гб оперативной памяти и 2 Тб на жестком диске, то цена увеличится до $4199. Кроме того, в Редмонде выпустили обновленный ноутбук Surface Book с 16 часами автономной работы и стартовой ценой $2399. Но если вы захотите получить максимальную оперативную память и место на диске, его стоимость мгновенно вырастет до $3299.
Все MacBook Pro из новой линейки стоят дороже, чем их предыдущие аналоги. Цены на самую простую модель без Touch Bar над клавиатурой начинаются от $1499. Чтобы получить этот новый элемент интерфейса, придется заплатить уже $1799. А если нужен еще и 15-дюймовый экран, то самая обычная версия будет стоить $2399. Хотите быстрый процессор, улучшенную графическую карту и 2 Тб памяти? Раскошеливайтесь на $4299.
Вероятно, Apple и Microsoft пришли к выводу, что потребители уже никогда не будут покупать столько компьютеров, сколько раньше — и неважно, идет ли речь о ноутбуках или настольных ПК, Windows или MacOS. Рынок новых компьютеров неизбежно сокращается, поэтому если нельзя нарастить продажи, логично попробовать зайти с другой стороны и поднять цену, а с ней и норму прибыли. Этот подход Apple исповедует уже давно, а теперь к ней присоединилась и Microsoft.
Компании-производители «железа», то есть Intel, Acer, Asus и другие могут только пытаться продать больше единиц продукции, но Apple и Microsoft, контролируя программное обеспечение, торгуют «целостными решениями». Совершенно очевидно, что сенсорный дисплей вместо функциональных клавиш, который продает Apple и который полностью интегрирован с MacOS и дизайном MacBook Pro, обеспечивает пользователю некий уникальный опыт взаимодействия с компьютером. Аналогичная ситуация наблюдается и с Surface Studio: устройство так привлекательно выглядит, поскольку Microsoft адаптировала Windows и сопутствующее ПО для поддержки рисования по сенсорному экрану, в результате чего получилось совершенно новое решение для творчества.
Не стоит думать о воображаемой посткомпьютерной эпохе — она не настанет, если не случится какой-нибудь апокалипсис, который уничтожит весь человеческий прогресс. Нужно просто смириться с тем, что большой настоящий компьютер — это новый нишевый продукт. Для выполнения ежедневных задач обычному человеку вполне хватает телефона и планшета, зачем покупать что-то еще? Мобильный мир очень сильно потеснил остальные сегменты рынка, и здесь уместно провести параллель с фотоаппаратами.
Когда-то цифровые зеркальные камеры были очень дорогими, и лишь немногие могли их себе позволить. Через некоторое время они стали очень популярны и подешевели, так что их можно было увидеть на шее каждого первого туриста. А потом пришла эпоха мобильных телефонов с хорошими камерами и беззеркальных фотоаппаратов, и «зеркалки» быстро потеряли позиции. Сегодня типичный представитель этого класса — Nikon D500 за $1999. Такие устройства нужны лишь небольшому количеству людей. То же происходит и с персональными компьютерами.
Любая публичная компания обязана максимизировать прибыль — это основа экономики. Поэтому самые умные из них просто признали, что широкомасштабных продаж больше не будет, следовательно, нужно переходить на премиальные устройства. Мобильные телефоны освоили уже так много функций, первоначально доступных лишь для компьютеров, что последним пора двигаться дальше. Surface Studio дает возможность проявить свое творческое начало совершенно новым способом, а MacBook Pro — лучшая мобильная рабочая станция, которую удалось создать Apple (не стоит забывать про второй сенсорный дисплей). Возможно, со временем окажется, что это были всего лишь не слишком удачные рекламные трюки, но чем-то же нужно оправдывать отсутствие новизны.
Чтобы новое устройство заняло свою нишу, оно должно уметь делать то, чего не могут остальные. Пока каждая новая программа требовала от компьютера все большей мощности, это было легко, но та эпоха закончилась. Новые решения ищут не только Apple и Microsoft — например, компания Razer в своем Razer Blade Pro за $3699 предлагает, возможно, лучшую ноутбучную клавиатуру в истории.
Похоже, путь вперед будет лежать через решение интересных, но очень дорогих дизайнерских задач. Apple идет в одном направлении, Microsoft — в другом, и сейчас будущее отрасли предсказать еще сложнее, чем прежде, потому что очевидные решения кончились. За прогрессом будет очень интересно наблюдать, и неизвестно, куда он нас приведет. Но очевидно одно: предстоящие дизайнерские и инженерные эксперименты будут стоить очень недешево.