Кабинет министров запустил процесс демонополизации спиртовой отрасли — ГП «Укрспирт», направив в Верховную Раду законопроект о приватизации всех государственных спиртовых заводов. Для продажи правительство намерено разделить все предприятия на две группы, отделив перспективные активы по производству пищевого спирта от убыточных и обанкротившихся заводов.
Впрочем, купив спиртовой завод, частный бизнес не сможет распоряжаться им на свое усмотрение — в проекте прописаны ограничения по объемам годового производства спирта, обязательства по лицензированию деятельности и запрет на перепрофилирование мощностей до 2022 года.
В Минагрополитики уверены, что распродажа спиртовых активов принесет в госказну не менее 5-6 млрд гривен и обеспечит детенезацию рынка. Основным препятствием для правительственной инициативы, как и в предыдущие попытки приватизировать ГП, станет парламент.
«Золотые яйца» не дают спокойствия
«„Укрспирт“ называют курицей, которая несет золотые яйца. Но за 25 лет там этих яиц не было: затраты на производство колоссальные, поступления от уплаты акцизного сбора не растут. Поэтому приватизация — это значительный шаг к рынку и детенизации отрасли», — заявил 16 ноября на заседании правительства министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой, представляя правительству законопроект «О демонополизации и внедрения рыночных основ функционирования спиртовой отрасли».
По данным Минагрополитики, за последние 10 лет производство спирта снизилось на 55% — до 14 млн дал. За это же время экспорт украинской продукции упал с 9,2 млн дал до 0,1 млн дал. Но выросла — на 30% — себестоимость спирта, а также увеличился объем теневого рынка — до 45%. Все это не могло не отразится на состоянии алкогольного рынка. По данным его участников, объемы производства водки и ликероводочной продукции ежегодно сокращаются на 35-40%.
Тарас Кутовой уверен, что именно принятие законопроекта позволит «снизить уровень тенизации спиртовой отрасли с 42% до 12%», а государство на продаже спиртовых активов сможет сразу же заработать 5-6 млрд гривен. «В перспективе четырех лет, поступления от уплаты акциза и НДС составят около 30 млрд гривен», — посчитал министр.
«Там (в „Укрспирте“, — ред.) были золотые яйца, а может даже золотые батоны, для тех, кто коррумпировал эту отрасль», — отметил премьер-министр Владимир Гройсман.
Правительство поддержало приватизационный законопроект единогласно. Согласно документу, продавать предлагается сразу все государственные спиртовые заводы и ликероводочные предприятия как целостные имущественные комплексы. Перед приватизацией их предлагается разделить на две группы. В одну войдут самые перспективные и дорогие активы ГП «Укрспирт» — предприятия, которые производят неденатурированный этанол, то есть пищевой спирт без химических и бензиновых добавок.
Во вторую группу войдут остальные заводы, специализирующиеся на производстве денатурированного этанола — технического спирта, а также биоэтанола, сырья для технических жидкостей. Купить спиртзавод сможет тот, кто предложит за него максимальную цену. Количество предприятий, которые государство намерено передать в частные руки, в законопроекте не указано. Список заводов, подлежащих приватизации, определит Фонд госимущества, проанализировав все ценовые предложения потенциальных покупателей.
«ФГИ составит перечень целостных имущественных комплексов, цена приватизации которых за декалитр установленной годовой производственной мощности будет самой высокой и исключительно по этому критерию определит список предприятий, подлежащих продаже», — говорится в пояснительной записке к документу.
Впрочем, если закон будет принят, новые собственники спиртовых предприятий не смогут увеличивать производственные мощности «пищевых» спиртзаводов. Их суммарная мощность не должна превышать 19 млн дал в год. Перепрофилировать предприятие сразу также не удастся — частный бизнес, купив спиртзавод, обязан будет производить пищевой этанол до 31 декабря 2022 года. Для предприятий, которые войдут во вторую группу, таких ограничений нет — до 2023 года их собственники получат «исключительное право» производить технический спирт.
«Ожидается, что после приватизации заводов второй группы они будут перепрофилированы на производство биоэтанола и/или будут использованы как производственные площадки для ведения другой хозяйственной деятельности», — рассчитывают в Минагрополитики.
Распродать все активы «Укрспирта» правительство рассчитывает до 1 января 2018 года. В процессе приватизации государственные спиртовые заводы, которые еще не переданы в частные руки, не будут лишены лицензии на производство этанола.
Гуляют все
В госпредприятие «Укрспирт» входит 41 спиртовой завод, суммарная производственная мощность которых составляет 30 млн дал в год. Но это далеко не все объекты спиртовой монополии, которые будут подлежать приватизации.
До 2010 года все государственные активы отрасли были объединены в одноименный госконцерн. В его структуру входило 85 спиртовых и ликероводочных заводов. Чтобы избавится от убыточных активов, концерн был реорганизован в госпредприятие, на баланс которого передан 41 завод. До сих пор в процессе реструктуризации находится более 25 предприятий, остальные проходят процедуру банкротства.
Правительственным законопроектом предлагается исключить из списка объектов, не подлежащих приватизации, 128 предприятий. Из них порядка 90 — спиртовые, ликероводочные заводы и спиртовые комбинаты. Остальные — винодельческие и другие предприятия, не имеющие отношения к ГП «Укрспирт». Среди них, например, Брайливский сокоморсовый завод и Калиновский экспериментальный завод по фракционированию масел и жиров (оба — Винницкая область), Артемовский завод шампанских вин (Донецкая область), Ужгородский коньячный завод (Закарпатская область), Киевский завод шампанских вин (Киевская область). При этом, правительство намерено продать 7 предприятий, расположенных в Луганской и Донецкой областях.
Продавать свои предприятия бизнесу государство будет на определенных условиях. Если правительственный законопроект будет принят, то, независимо от группы, к которой относится предприятие, новые собственники будут обязаны в течение месяца обеспечить погашение налоговой задолженности завода, «сформировавшийся на момент перехода прав собственности на объект приватизации». Для частных производителей пищевого спирта, помимо ограничений на объем выпуска продукции, возлагается обязательство получить в Государственной фискальной службе специальную лицензию на производство. Оформить разрешительные документы предстоит в первый месяц после покупки объекта. После того, как лицензия получена, у собственника предприятия есть полгода для того, чтобы наладить на заводе выпуск спирта. Производственные мощности предприятия должны быть загружены как минимум на 50%. При этом, частный собственник получит право экспортировать спиртовую продукцию при наличии соответствующей лицензии, а вот импорт спирта останется в компетенции государства.
Инициатива не первого разлива
Решение, принятое правительством в среду — далеко не первая попытка Кабмина демонополизировать спиртовую отрасль и передать заводы в частные руки. В 2012 году лоббировали приватизацию государственных спиртовых активов участники алкогольного рынка. Тогда Павел Климец, народный депутат Партии регионов, почетный президент группы компаний «Олимп», зарегистрировал в Раде законопроект, исключающий спиртзаводы из перечня не подлежащих приватизации объектов. Однако провести документ через парламент ему не удалось.
В 2014 году приватизацию «Укрспирта» инициировал премьер-министр Арсений Яценюк. «Мы объявим самую масштабную приватизацию за все 23 года (независимости Украины, — ред.). Считаю, что компания „Укрспирт“ должна быть приватизирована», — заявлял он журналистам. Впрочем, в январе 2015 года, когда этот вопрос был вынесен на голосование в Раду, в парламенте снова не нашлось голосов в поддержку правительственной инициативы.
В этот раз премьеру Гройсману поддержку депутатов пообещал глава парламентского комитета по вопросам экономической политики Андрей Иванчук («Народный фронт»).
«Несмотря на то, что мы (члены комитета, — ред.) не были привлечены к разработке законопроекта, мы эту инициативу поддерживаем и обеспечим его быстрое прохождение в парламенте», — заверил он вчера на заседании Кабмина.
Впрочем, депутатские обещания доверия у участников алкогольного рынка не вызывают. Его крупнейшие игроки отказались открыто прокомментировать правительственные инициативы по приватизации «Укрспирта». Неофициально они высказывают сомнение в том, что в Раде найдется необходимое количество голосов в поддержку законопроекта.
«Мы уже все это проходили. Документ дальше сессионного зала не пойдет, не найдет Гройсман в Раде необходимого количества голосов, — заявил один из отечественных производителей водки. — Но даже, если приватизацию одобрят, мы не готовы покупать заводы в катастрофическом состоянии втридорога».
Напомним, в прошлом году, против законопроекта правительства Яценюка проголосовали «Батькивщина», «Свобода», «Оппозиционный блок», «Самопомич», частично БПП.
Стакан наполовину пуст
Не нравятся участникам рынка и условия приватизации. «В законопроекте речь не идет о демонополизации отрасли и формировании свободного рынка. Ведь даже продав заводы, государство намерено регулировать объемы производства. Кроме того, никто не намерен выкупать и выплачивать миллионные налоговые долги. Многие из них весьма сомнительного характера. Потенциальные покупатели на это не пойдут, — сообщил один из производителей водки. — Необходимо дать бизнесу сначала модернизировать предприятия, сократить затраты и снизить цену спирта».
Сейчас украинский этиловый спирт класса «Люкс» (используется для производства водки) стоит 285 гривен за дал. В Минагрополитики надеются, что после приватизации себестоимость спирта снизится на 20-30%.
«Но ожидать снижения стоимости водочной продукции для конечного потребителя не стоит. Во-первых, действует минимальная розничная цена на алкоголь, во-вторых, растут акцизные сборы. Ну и основная конкуренция водочников, в любом случае, будет происходить в рознице „на полке“. Для игроков рынка принципиальна доля от продаж, поэтому можно предположить, что вся маржа достанется ритейлерам», — заявил экс-руководитель ГП «Укрспирт», инвестбанкир Роман Иванюк.
Ранее он оценивал стоимость активов госпредприятия в 300 млн долларов. «Вы же понимаете, что рынок заинтересован в покупке самых хороших заводов. За них и будет основная приватизационная борьба. Остальное вряд ли удастся реализовать, — уверен он. — Кроме того, смущает норма законопроекта, которая предусматривает минимум 50-процентную загрузку мощностей. Это оставляет возможность тенезации производства. Ведь покажут, что загрузили мощности на половину, а на самом деле больше и будут производить неучтенный спирт».
По словам бывшего советника министра аграрной политики, эксперта Центра свободной экономики им. Бендукидзе Алексея Зубрицкого (принимал участие в разработке реформ спиртовой отрасли), водочный бизнес не заинтересован в покупке существующих спиртовых предприятий.
«Дешевле и эффективнее построить новые. Относительно дорого им продать можно только десяток наиболее современных предприятий, и то — при условии установления фактической монополии на производство пищевого спирта для покупателей на несколько лет. Выручить за них 200-400 млн долларов, как декларирует министерство — нереально. Наиболее вероятен сценарий или провала законопроекта в парламенте, или внесения в него поправок, выхолащивающих суть и позволяющих провести приватизацию спиртовой отрасли за бесценок», — уверен он.