Брюссель не в восторге от победы Дональда Трампа на президентских выборах в США, и это неудивительно. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер отреагировал так: «Нам придется объяснить новому избранному президенту, что такое Европа, и как у нас тут все устроено». Однако, возможно, это Европе предстоит приспособиться к новым политическим реалиям. Итак, чем избрание Трампа может обернуться для Евросоюза?
1. Соглашение ТТИП
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), или соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США, которое сейчас находится на стадии обсуждения, и так сталкивается с множеством препятствий в Европе. Но теперь оно также стоит перед угрозой вето со стороны США, поскольку Дональд Трамп скептически относится к подобным торговым соглашениям. Нынешний европейский комиссар по торговле Сесилия Мальмстрем заявила, что «честно говоря, не знает», захочет ли Трамп продолжить переговоры, а бывший еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт считает, что теперь у «ТТИП нет шансов».
2. Оборона и внешняя политика
США не первый день жалуются, что европейские члены НАТО слишком полагаются на поддержку американских вооруженных сил, но прежде подобные претензии никогда еще не звучали столь громко. Трамп предупредил, что «страны, которые мы защищаем, должны компенсировать связанные с этим затраты». Если же они этого не делают, США следует прекратить их защищать. Он даже заявил, что если Россия нападет на страны Балтии, то, прежде чем прийти к ним на помощь, он сначала посмотрит, выполнили ли они свои обязательства перед США.
Юнкер заявил, что США «не будут вечно заботиться о безопасности Европы. Нам нужен новый подход к обороне и, в конечном итоге, создание европейской армии».
Юнкеру удобно игнорировать реальную причину отсутствия европейской армии. Дело тут совсем не в том, что США предоставляют свои ресурсы для обороны, а в том, что внутри самой Европы мало кто согласен с этой идеей. Страны и так недовольны тем, что приходится платить деньги, которыми в дальнейшем распоряжается Еврокомиссия, а также тем, что кто-то другой решает, сколько кому принимать беженцев.
Очевидно, вынужденная необходимость отправлять своих молодых людей за границу, если иностранные лидеры выиграют то или иное голосование, нравится им еще меньше.
Ряд стран-членов ЕС, включая Нидерланды, уже отвергли подобные предложения, так что если Трамп настроен серьезно (что пока неясно, потому что его вице-президент Майк Пенс — скорее ястреб по отношению к России), участники ЕС скорее будут укреплять собственную оборону.
Кроме того, Трамп не разглашает свои планы по борьбе с ИГИЛ, говоря, что это будет «сюрприз». Но избранный вице-президент Майк Пенс уже сказал, что «Турция является наиболее важным союзником Америки в регионе», и что США будут возрождать хорошие отношения с Анкарой. Одним из первых лидеров, которому Трамп позвонил после победы, стал президент Эрдоган, так что в результате выборов в США, ЕС, похоже, не получил новых рычагов против Турции.
3. Денежно-кредитная и бюджетная политика
В Еврозоне все понимают, что денежно-кредитная политика США сильно влияет на Европу, а Трамп сказал, что не постесняется использовать этот инструмент. Новоизбранный президент говорил, что будет печатать деньги для финансирования государственных расходов, и называл себя «королем долга». Впрочем, тут есть некоторые противоречия. С одной стороны, он критиковал ФРС за излишнюю осторожность и требовал поднять ставки, с другой, в мае он же заявлял, что их повышение сильно повредит экономике и будет катастрофой. И добавил при этом: «Я — сторонник низких процентных ставок».
По крайней мере, рынки, похоже, считают, что приход Трампа означает повышение ставок — с его избрания прошло чуть больше недели, и процентные ставки, которые определяются не только ФРС, но и рынком, растут.
Все это очень важно для еврозоны. Дело в том, что ЕЦБ контролирует размер ставок лишь частично, поскольку Европе приходится существовать в глобальном мире, где ставки в основном контролирует ФРС. Если текущая тенденция к увеличению процентных ставок продолжится, правительства самых проблемных стран еврозоны могут вновь воззвать к «европейской солидарности».
4. Изменение климата
Трамп считает, что «глобальное потепление придумали китайцы, чтобы снизить конкурентоспособность американской промышленности». Пока непонятно, сможет ли будущий президент выйти из Парижского соглашения об изменении климата, но, вероятно, он все же попытается это сделать, несмотря на иски других участников.
Если это займет слишком много времени, он в состоянии в течение года в одностороннем порядке отказаться от Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года, и, в любом случае, он может просто игнорировать международные климатические обязательства. Это приведет к тому, что в Европе желающих соблюдать эти соглашения также станет меньше, а европейская промышленность окажется в невыгодном положении.
5. Brexit
То, что Трамп и его союзники ставят под сомнение защиту стран Балтии, повышает ценность Великобритании в качестве военной силы, что может быть использовано в переговорах по Brexit.
С другой стороны результат выборов в США может привести к тому, что лидеров ЕС будут больше волновать выборы в их собственных странах, а значит, от них можно ожидать меньшей уступчивости в вопросе Brexit.
В любом случае, даже после выхода Британии из ЕС обеим сторонам необходимы добрососедские отношения, и здесь Трамп может стать препятствием. Тот факт, что новый президент Соединенных Штатов является открытым сторонником Brexit, будет только подталкивать ситуацию к этому исходу и подчеркивать, что Европейский Союз пошел в неверном направлении и нуждается в реформировании.
6. Популизм
Победа Трампа станет большим стимулом для так называемых «народных» сил, лидеры которых бросают вызов устоявшемуся порядку. Недавно они соревновались, кто раньше поздравит Трампа с победой.
В воскресенье, 4 декабря, Австрия может также избрать ультраправого президента, а Италия — проголосовать против реформы избирательной системы, что может привести к отставке итальянского премьер-министра Ренци. Если это произойдет, то на новых выборах может победить популистское Движение пяти звезд.
В марте 2017 года в Нидерландах пройдут выборы в новый парламент. Партия свободы ультраправого популиста Герта Вилдерса долгое время держала лидерство по всем опросам, но недавно ее позиции пошатнулись. Впрочем, ситуация нестабильна: сейчас Вилдерса судят за разжигание ненависти. Непонятны также последствия отказа голландского правительства уважать результат референдума против договора ЕС с Украиной. Нельзя забывать и про Францию, где у Марин Ле Пен мало шансов оказаться президентом, зато она вполне может пройти во второй тур.
Конечно, европейский политический истеблишмент есть в чем винить. Вместо того, чтобы пойти на отказ от евро и дефолта правительств в ряде проблемных стран, политики еврозоны решили, что одни страны будут платить за другие. Недовольными остались все стороны. Одни — тем, что приходится отдавать деньги, а другие — что кто-то указывает, на что следует тратить бюджет.
Во время кризиса беженцев они тянули время, чем спровоцировали хаос. Решительные меры были приняты лишь весной 2016 года — между Турцией и Грецией наконец перестали тонуть лодки с людьми, но правила предоставления убежища до сих пор не согласованы, а квоты по приему беженцев в пространстве без границ выглядят бессмысленными.
Этот хаос послужил питательной средой для развития популизма в странах чудом уцелевшей Шенгенской зоны. Кроме того, возможно, вся эта ситуация заставила англичан относиться к ЕС еще хуже, чем они относились до этого, хотя Великобритания не входит в Шенген. Таким образом, победа Трампа и его удар по истеблишменту окажет гораздо большее влияние за пределами США, чем полагают традиционные политические силы.