Самое большое достижение Tesla легко упустить из вида. Молодая и амбициозная компания Илона Маска производит быстрые и красивые автомобили, которые уже успели завоевать сердца элиты Кремниевой долины. Электрокар Tesla — идеальное воплощение дорогой игрушки для взрослых. Некоторые модели, стоимость которых начинается от 100 тыс. долларов, вполне могут потягаться с Ferrari или Lamborghini.
Это замечательно само по себе. Но главным достижением «революции», которую Tesla произвела в вековой автомобильной промышленности, стало кое-что куда более прозаичное: компания создала абсолютно новый рынок. Конечно, General Motors и другие компании разрабатывали и продавали электромобили еще до прихода Tesla. Но они еще никогда не продавались в столь значительных количествах. Даже в период после финансового кризиса, когда с конвееров сходило больше электрических транспортных средств, чем когда-либо прежде, на них приходилось лишь около 1% от всего мирового рынка автомобилей. Электрокары никак не выделялись из общего потока. Но Tesla быстро растет и удваивает продажи каждый год: в 2015-м было реализовано около 50 тыс. автомобилей, в 2016-м — уже 100 тыс. А к 2018 году компания собирается продавать по полмиллиона машин в год (если, конечно, сумеет реализовать амбиции Маска).
На Model 3, первый автомобиль Tesla для массового рынка, который должен поступить в продажу в конце следующего года, размещено около 400 тыс. предварительных заказов. Это беспрецедентные показатели для отрасли. Означает ли это, что существует огромный неудовлетворенный спрос на электромобили? Вряд ли. Скорее можно предположить, что существует огромный неудовлетворенный спрос на Tesla.
В погоне не за тем будущим
Tesla вошла в историю, создав рынок, которого до этого попросту не существовало. Но пока совсем не ясно, вырастет ли он настолько, чтобы включить транспортные средства, произведенные не Tesla. Ответить на этот вопрос отчасти поможет новый Chevy Bolt за 30 тыс. долларов, способный проехать на одной зарядке около 385 км. Производство автомобиля было запущено в октябре. Если его продажи быстро достигнут уровня Tesla, это будет достаточно явным сигналом того, что потребителям действительно нужны относительно недорогие электромобили. Если этого не произойдет, следовательно, покупателям нужны исключительно Tesla.
В любом случае, пока на рынке электромобилей не начнется заметный рост, автопроизводителям будет непросто получить прибыль от их продаж. При этом многие крупные компании уже выступили с грандиозными планами в этой области: Volkswagen, например, пытается исправить репутационный ущерб, связанный со скандалом вокруг уровней выбросов, позиционируя себя как важного будущего поставщика электрических транспортных средств. Сейчас, приближаясь к разгару сезона авто-шоу, можно увидеть много новых концептов электромобилей. Широко обсуждаются и электрические грузовики. Никто не хочет остаться за бортом.
К сожалению, сейчас рынок электромобилей не настолько велик, чтобы на все эти транспортные средства нашелся покупатель. Для производителей остается вариант, который предлагает использовать GM с Chevy Bolt: создать парк беспилотных электрических такси. Но это не самый короткий путь к сердцам (и кошелькам) потребителей. Индивидуальное владение машиной — это основа автомобильного бизнеса, и именно в эту сторону должен расти рынок, если электромобили надеются отвоевать долю рынка у бензиновых транспортных средств.
История меняется
Еще один фактор, который может повлиять на будущий успех электромобилей, — относительно недавние непредвиденные и быстрые изменения в самой концепции пассажирских перевозок. С середины 2000-х и до появления Uber электромобили оставались на острие прогресса. Но сейчас важнейшими тенденциями в отрасли стали кар-шеринг, совместные поездки и беспилотные автомобили — для всего этого совсем не нужны электрические автомобили. Компаниям, работающим в этой сфере, нет никакого смысла ждать, пока рынок электромобилей наконец вырастет. Они вполне могут заявить о себе в полный голос уже со следующим поколением автомобилей, работающих на бензине, — 99% рынка, которые не нужно перезаряжать каждую ночь.
Это может звучать безрадостно. Конечно, стоит принять во внимание, что Tesla одновременно является и самым успешным автопроизводителем, который занимается исключительно электромобилями, и лидером в области автономного транспорта. Но не стоит удивляться, если электромобили проиграют гонку — в очередной раз. Батареи больше, дороже и менее практичны по сравнению с бензином, а развитие индустрии происходит мучительно медленно. Современные литий-ионные аккумуляторы значительно превосходят все, что выходило на рынок до них. Но для того, чтобы просто догнать бензиновые транспортные средства, у электромобилей ушло более 100 лет.
На самом деле это довольно удачная ситуация для Tesla. Маск и его команда, по сути, стали монополистами. Но это не то, чего хочет Маск. Он мечтает, что электромобили полностью вытеснят с рынка бензиновые авто. Но этого явно не произойдет, если беспилотные транспортные средства и тенденция отказа от собственности получат значительное развитие. Небольшие и дешевые бензиновые автомобили, оснащенные современным программным обеспечением, будет намного проще массово производить, чем электромобили. Tesla знает об этом и именно поэтому строит свой огромный аккумуляторный завод в штате Невада: он нужен компании для того, чтобы снизить стоимость ячеек литий-ионных батарей.
Скорее всего, жестокая расплата ждет всех автопроизводителей, которые пытаются следовать за Tesla. Многие считают, что электромобили — способ удовлетворить будущие стандарты в области экономии топлива и уровня выбросов. Чтобы такие автомобили выполняли свои функции, их должны покупать. Но если на самом деле люди просто хотят себе Tesla, автопроизводители зря потратят ресурсы на продукты, не имеющие никакой привлекательности для клиентов.
Сейчас рынок электромобилей, возможно, находится в фазе застоя. Если ему вообще было суждено взлететь, то это произошло бы сейчас. Потребители уже решили бы, что электрокар, способный проехать на одном заряде 150 км, — это стоящая покупка. Но такие автомобили присутствуют на рынке уже много лет, а отвоевать хоть сколько-нибудь заметную долю у бензиновых авто им так и не удалось.
Отчасти в этом могут быть виноваты низкие цены на топливо в США, но это не отменяет очевидного вывода: потребителей вовсе не так интересуют электромобили, как на это надеялись производители. Людям, кажется, все равно. Поэтому прямо сейчас автопроизводители, которые рассчитывают на свои электромобили, выглядят непрактичными мечтателями.
Каждый из них надеется, что их новый продукт станет «убийцей Tesla». Но если рост этого рынка не ускорится, игра не будет стоить свеч. Tesla продолжит доминировать в своей небольшой нише, а десятки традиционных производителей будут вновь бороться за ничтожные проценты этого рынка.
Тем временем потребители переключат внимание на тех, кто сможет обеспечить лучшие технологии беспилотного вождения. Отрасль электрокаров находится в критической точке развития, и вскоре Tesla вполне может стать как величайшим производителем электромобилей всех времен, так и единственным, достойным хоть какого-то внимания.