С украинского банковского рынка уходит еще один иностранный игрок. Греческий Eurobank Ergasias S.A. продает банкиру Сергею Тигипко 99,987% акций Универсал Банка, который принадлежит греческой группе через голландскую компанию ERB New Europe Holding B.V. Антимонопольный комитет уже разрешил подконтрольной Сергею Тигипко кипрской компании купить банк. «Предоставлено разрешение физлицу – гражданину Украины на опосредованное, через Вailican Limited (Кипр), приобретение акций ПАО «Универсал Банк», что обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе управления», – сообщили в АМКУ. Вailican принадлежит Сергею Тигипко, который возглавляет правление своего ТАСкомбанка.
Покупатель отказался сообщить детали сделки. «Окончательное решение по сделке будет принято только после завершения всех согласовательных процедур, предусмотренных законодательством», – сказали в ТАСкомбанке. Банк сообщит свои планы относительно Универсал Банка лишь после закрытия сделки.
Интерес Сергея Тигипко к сделкам M&A объясняется тем, что это самый быстрый способ удвоить позиции ТАСкомбанка на рынке. Собственник хочет увеличить нынешнюю долю банка примерно в 0,5% до 1-2%. В октябре Сергей Тигипко говорил, что ищет банк для покупки и присоединения к ТАСкомбанку: «Нам интересны банки, меньшие по размеру, которые сможем быстро интегрировать, получив рост за счет слияния». По итогам III квартала ТАСкомбанк занимал 25-е место по активам (5,862 млрд грн), а Универсал Банк был чуть ниже – 27-е место (5,397 млрд грн). Объединенный банк занял бы 18-е место среди сотни банков.
План на выход
В греческом Eurobank не смогли сообщить детали продажи актива. Глава набсовета Универсал Банка Сергей Стратонов на вопрос об уходе греков сказал: «Не могу сказать определенно, решение принято акционерами, базируется на их внутренней уверенности, что так надо. То, что вы прочитали, это сейчас максимум, дальше будут следовать другие события. Будем следить за ними вместе».
Иностранный владелец хотел продать банк уже давно. «Материнская группа Универсал Банка – Eurobank – была вынуждена уйти с украинского рынка. С марта 2014 года в консолидированной отчетности группы Универсал Банк был классифицирован «для продажи». Такая классификация не может быть присвоена активу на перманентной основе – это означало, что группа должна была или продать банк, или отображать все активы Универсала на своем балансе, – говорит аналитик банковского сектора группы ICU Михаил Демкив. – Поскольку сорвалась предыдущая сделка по покупке Универсал Банка Дельта Банком, а сроки поджимали, новые покупатели банка могли рассчитывать на довольно выгодную цену».
Глава правления АльтБанка, экс-глава правления Универсал Банка Игорь Волох говорит, что все иностранные банки среди прочих опций рассматривают возможность ухода с рынка. «Такого рода переговоры всегда ведутся. В Украине рынок не самый доходный и не самый привлекательный, особенно для крупных игроков. При этом, по моему мнению, уход иностранных банковских групп – это не позитивная тенденция для банковского сектора в целом», – отмечает он.
Переубедить иностранные группы не уходить из Украины можно, считает эксперт. «Но для этого надо принять огромное количество понятных и простых решений, при условии сохранения позитивной динамики развития экономики Украины. Потому что рынок или растущий, или падающий. На сегодняшний день динамика роста, с учетом предыдущего падения, не впечатляет. Поэтому на нас смотрят, как на маленький рынок с неопределенными перспективами как роста, так и стабильности национальной валюты», – сказал Игорь Волох.
На клиентах Универсал Банка смена собственника не должна отразиться. «Вероятность того, что это будет успешная сделка, достаточно высока. Но будет ли последующая консолидация активов или учреждения будут работать как отдельные финансовые единицы, говорить еще очень рано. Что же касается клиентов банка, им не стоит переживать из-за смены акционера, ведь в случае приобретения учреждения покупатель также берет на себя выполнение обязательств перед клиентами, – говорит управляющий директор международного онлайн-сервиса Finscanner.com Андрей Коломиец. – Желание же собственников греческого банка продать свой бизнес обусловлена, скорее всего, необходимостью следовать требованиям к ликвидности своей европейской материнской компании, на которой сказывается наличие актива в Украине».
Недорогой актив
Игорь Волох говорит, что на рынке «все покупается и продается»: «Каждый покупатель ставит для себя индивидуальную задачу: кому-то нужен ипотечный портфель, кому-то – нет, кому-то нужны новые отделения, кому-то – нет. Можно купить клиентскую базу, а можно хотеть купить портфель проблемных кредитов. У каждого своя цель, поэтому оценить покупку в каждом конкретном случае можно, только зная цели покупателя».
Универсал Банк сложно назвать прибыльным и «чистым» активом: его накопленный убыток на 30 сентября составил 3,773 млрд грн, хотя за девять месяцев текущего года ему удалось получить прибыль 138,7 млн грн. Под кредитный портфель в размере 5,087 млрд грн (в том числе ипотечные кредиты физлицам на 2,179 млрд грн) были сформированы резервы на 1,479 млрд грн.
Поэтому, скорее всего, Сергею Тигипко может не потребоваться дорезервирование по этому портфелю. «Акционер ТАСкомбанка уже заявлял, что видит перспективу для наращивания доли рынка, увеличения количества отделений и роста активов. Учитывая довольно низкие цены на активы и неочевидные для всех перспективы роста украинской экономики, инвестиция в финансовую группу может оказаться очень перспективной», – говорит Михаил Демкив. Сергей Тигипко планирует вывести ТАСкомбанк в топ-20 рынка.
Эксперты оценивают сделку недорого. «Думаю, Сергей Тигипко покупает долю рынка задешево. Купить портфель клиентов дешевле, чем вкладываться в маркетинг. Банк стоит 0,5 капитала (около 420 млн грн. – Ред.)», – считает член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
Но все же участники рынка предлагают дождаться финала сделки. «С профессиональной точки зрения следует понимать, что решение о том, кто получит право купить, принимает Нацбанк. Антимонопольный комитет все-таки принимает решения другого рода (не нарушает ли сделка конкурентную среду. – Ред). С юридической точки зрения, фактические изменения наступают тогда, когда НБУ согласовывает сделку официально. И если НБУ разрешит сделку, то многим, даже мне, будет интересно услышать позиции покупателя и продавца», – говорит Игорь Волох.