Вчера Нацкомфинуслуг презентовала Концепцию развития рынков небанковских финансовых услуг на 2013‑2014 гг. В документе определены основные проблемы участников рынка и пути их решения. О Концепции заговорили после назначения главой Нацкомфинуслуг Бориса Визирова. В марте он сменил на этом посту Андрея Стасевского.
Более 30 страниц Концепции посвящены дальнейшим действиям Нацкомфинуслуг, но как добиться поставленных целей, в документе не сказано. «Это не концепция, а скорее стратегические задачи, в соответствии с которыми позже можно ожидать каких‑то конкретных решений. Но даже это уже радует, поскольку предыдущий глава регулятора не имел таких амбициозных планов развития», — говорит глава Лиги страховых организаций Наталья Гудима. По ее словам, ранее, как правило, о проблемах и необходимых изменениях говорили только участники страхового рынка, а пробиться к регулятору было сложно.
Так, в планах — увеличение до 2015 г. притока иностранных инвестиций в сфере инвестиционного, пенсионного и медицинского страхования с 5 до 7 млрд грн. А активы страховщиков планируется нарастить в 16 раз — с 5 млрд грн до 80 млрд грн. «У нас запланирован ряд кардинальных изменений нормативной базы и инструкций относительно лицензионных условий, выдачи свидетельств, справок, лицензий и внесения в госреестр. И максимально приблизим бизнес к понятным упрощенным условиям его ведения», — заявил глава Нацкомфинуслуг Борис Визиров. Он пообещал кардинально и качественно изменить подходы к работе комиссии и регулированию. В первую очередь будет изменена законодательная база на рынке страхования и небанковского кредитования кредитными союзами. «Так будет, по крайней мере, понятно, в каком направлении движется рынок. Сам Визиров и Нацкомфинуслуг при нем более открыты. К Стасевскому было не пробиться», — говорит директор страхового брокера «Дедал» Ибрагим Габидулин. Эксперт называет Бориса Визирова реформатором и ожидает, что политика регулятора станет более прозрачной и прогнозируемой. Первым шагом в этом направлении, по словам опрошенных участников рынка, является создание Сервисного центра обслуживания участников рынков финансовых услуг, который будет работать в режиме единого окна.
Презентованный одновременно с Концепцией развития рынка, центр будет предоставлять гражданам информацию об интересующих их финансовых учреждениях, принимать жалобы на действия или бездействие организаций или их сотрудников. А также принимать от участников финансового рынка документы на разрешительные действия, предоставлять информацию о том, на какой стадии рассмотрения находятся данные документы, и объяснять причины отказа в принятии положительного решения.Еще одним новшеством от регулятора может стать возобновление работы «Информационно-технического центра» (ИТЦ) — дочернего предприятия Госфинуслуг (предшественник Нацкомфинуслуг), созданного в мае 2010 г. и приостановившего свою деятельность в 2011‑м. Об этом сообщил член Комиссии Виктор Берлин.
ИТЦ был создан Госфинуслуг для получения доходов от обучения, предоставления юруслуг, изготовления бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности, анализа финансового состояния игроков небанковского сектора: страховщиков, кредитных союзов, лизинговых, финансовых компаний и ломбардов. В Госфинуслуг не скрывали, что основными целями деятельности ИТЦ было получение прибыли, улучшение финансового обеспечения Комиссии и переход на новый, более качественный уровень общения с поднадзорными рынками. За неполный год работы ИТЦ, по словам экс-главы Комиссии Василия Волги, заработал 3,5 млн грн, из которых заплатил 1,5 млн налогов. В 2011 г., после обвинения предприятия в растрате бюджетных средств и скандала, в результате которого Василий Волга был осужден на пять лет лишения свободы за получение взятки, ИТЦ приостановил свою деятельность.
«Мы планируем возобновить работу этого предприятия, тщательно изучив все аспекты его деятельности», — сообщил Виктор Берлин. По его словам, центр будет оказывать много услуг участникам небанковского финансового сектора, среди которых он пока назвал проведение семинаров, консультаций, а также выпуск нового ведомственного издания Нацкомфинуслуг «Вісник финансового ринку». Планируется, что коллектив ИТЦ на первом этапе не будет превышать десяти человек, и это будут сотрудники Комиссии.
Участники рынков небанковских финансовых услуг неоднозначно отнеслись к реанимации ИТЦ. Если новый центр обслуживания участников рынков финансовых услуг будет заниматься оказанием им информационной и консультативной помощи, то его работа поможет рынку перейти на новый, более качественный уровень. По словам Натальи Гудымы, о деятельности этого центра можно будет судить только после начала его полноценной работы.