Любой конкурсный отбор - это технология, то есть последовательность различных по форме и содержанию этапов, направленных на достижение единого конечного результата - выбрать лучшего (их). Это означает, что окончательный результат не зависит от какого-то одного этапа, а является следствием комплекса мероприятий отбора. Технология конкурса позволяет сформировать целостное представление о кандидате, состоящее из таких пазлов, как уровень его профессиональной подготовки, деловых и личностных качеств, биографических данных и т.д.
Сегодня существует целая наука конкурсного отбора персонала, в рамках которой наиболее релевантными считаются следующие методы: тестирование, ситуационное моделирование, ролевые игры, дискуссия, публичное выступление, анализ документов, оценка рефератов и экспертный опрос.
Если внимательно ознакомиться со статьей 5 Регламента Конкурсной комиссии, проанализировав предусмотренные в ней этапы, требования о предоставлении кандидатами эссе, публичной защиты своего видения первых шагов на руководящей должности в Государственном бюро расследований (ГБР), послушать вопросы на собеседованиях, то станет очевидным, что комиссия стремится обеспечить максимально объективную технологию конкурсного отбора. Тем более, что речь идет об избрании руководящего триумвирата одного из ключевых органов в правоохранительной системе страны.
На данный момент пройдено уже половину этапов конкурса. По результатам нескольких тестирований и ряда собеседований, комиссия определила кандидатов с лучшей комбинацией профессиональных знаний и управленческого потенциала (включая понимание административных задач, в частности как построить структуру ГБР от центрального уровня до территориальных управлений). Тесты составляли и проводили эксперты, в том числе с международных организаций, эссе и свое видение деятельности ГБР кандидаты защищали публично. Наблюдать за процессом тестирования благодаря прямой трансляции могли все желающие, для представителей СМИ мониторы были выведены в отдельный зал, пообщаться с кандидатами журналисты имели возможность сразу после сдачи ими тестов.
Следовательно, на экваторе конкурсного отбора имеем результат - список из 19 конкурсантов, которые будут бороться за право возглавлять ГБР в последующих этапах. Тех, кто считает баллы кандидатов и на этом основании определяет «фаворитов» конкурса, хотелось бы еще раз призвать прочитать регламент и «теорию конкурсов» - итоги каждого этапа не суммируются для финального отбора. Если конкурсант набирает наибольшее количество баллов, например, за собеседование, это отнюдь не делает его фаворитом конкурса в целом. Его показатель - отражение его успеха именно за собеседования. Высокие результаты на отдельном этапе конкурса автоматически не делают ни одного претендента руководителем ГБР и даже не дают ему никаких приоритетов, конечно, кроме пропускного билета в следующий этап.
Вторая часть конкурса, которая начнется вскоре, имеет целью проверку и тестирование кандидатов по одному из важнейших критериев - критерием добропорядочности. По сути, все предыдущие методы отбора были направлены на выявление профессионалов, чьи знания, навыки и опыт позволили бы эффективно управлять Государственным бюро расследований. Но всегда ли профессионал (из системы или вне ее) способен возглавлять важнейший орган с ключевыми правоохранительными функциями? Достаточно одного лишь профессионализма для этого? Очевидно, что нет. Такой сугубо технократический, позитивистский подход оставляет за скобками крайне значимые морально-этические качества кандидата. Поэтому второй этап будет включать спецпроверку, собственно тест на добропорядочность, а также психофизиологическое испытания на полиграфе. «Детектор лжи» впервые на законодательном уровне будет применяться в такого рода конкурсах как отдельный этап с целью выявления возможных правонарушений, совершенных претендентом на должность в прошлом. Результаты такого исследования не являются отсекательными, но как информация вероятного характера будут использованы при проведении собеседования с конкурсантом. Того самого заключительного собеседования с рейтинговым голосованием, которое и определит окончательных победителей конкурса.
В этой части конкурсного отбора позиция общественности приобретает особое значение. Не политиканство, а не «зрадофильство» и не спекуляции или гадания, а конкретные персонализированные вопросы или претензии, которые, по мнению любого неравнодушного гражданина, не позволяют конкретному кандидату занять должность в ГБР, на которую он претендует.
Безусловно, что все затронутые конкретные вопросы будут изучены насколько это возможно и станут предметом обсуждения с кандидатом на собеседовании. Ведь зрелость общества заключается в способности делать осознанный выбор, руководствуясь объективными фактами и обстоятельствами.
Решающее собеседование будет сложным, так как иначе нельзя. А значит, иначе и не будет.