«Укртелеком» теряет свой основной бизнес. В ІІІ квартале количество абонентов местной фиксированной связи оператора сократилось сразу на 144 тыс., следует из отчета компании.
Теперь оператор обслуживает 8,861 млн линий, что на 385 тыс. меньше, чем в начале 2013 г., несмотря на то, что с начала года монополист подключил 191 тыс. новых абонентов.
С учетом этого получается, что за девять месяцев текущего года от проводной связи «Укртелекома» отказались 576 тыс. человек, или 6,5 % всей абонентской базы.
Дешевые выигрывают Число абонентов проводной связи «Укртелекома» снижается уже не первый год, но в этом году процесс заметно ускорился.
«Как и во всем мире, в Украине фиксированную телефонию постепенно вытесняет мобильная связь», — констатирует представитель пресс-службы оператора. По его словам, усугубляют ситуацию более низкие тарифы на услуги мобильной связи в Украине по сравнению с мировыми аналогами, в том числе низкие внутрисетевые тарифы.
Кроме того, как отмечает собеседник «Капитала», есть и специфические причины оттока, а именно — уменьшение количества юридических лиц в стране и выезд пользователей стационарной связи в другие города.
50 % доходов приносит «Укртелекому» местная фиксированная связь, количество абонентов которой быстро уменьшается
В общей структуре доходов «Укртелекома» на проводную телефонную связь приходится около половины всей выручки. Соответственно, уменьшение количества клиентов ведет к сокращению доходов оператора. За три квартала выручка снизилась на 1,6 % —до 4,87 млрд грн по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
Тарифный рычаг поломался
Последние несколько лет Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) увеличивала предельные тарифы на местную связь, чтобы удерживать этот бизнес на безубыточном уровне в городах и помочь «Укртелекому» сократить убытки от предоставления услуг телефонии в селе.
Очередное плановое повышение тарифа для сельских абонентов намечено на 1 ноября. Абонплата за телефон без повременного учета местного трафика возрастет на 3 грн — до 25 грн. Задача регулятора — постепенно сравнять этот тариф с городским, который составляет 35 грн / мес. Поэтому для горожан плата за телефон в этом году увеличивалась один раз, а для сельских жителей — дважды.
Регулятор не видит в этом своей вины. Многим абонентам проводные телефоны просто стали не нужны, ведь мобильная связь гораздо удобнее фиксированной, а высокие тарифы тут ни при чем, отметил один из членов НКРСИ, пожалевший остаться неназванным.
У отраслевых экспертов иное мнение: «Укртелеком» приблизился к «точке невозврата», когда регулярное повышение тарифов уже не будет удерживать уровень доходов компании на более или менее стабильном уровне.
«Постепенное повышение тарифов оператора достигло критической точки для пользователей — более 30 грн / мес. Это и стало основной причиной отказа абонентов от услуги, которой они мало или вообще не пользовались», — говорит заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский.
Интернет уже не тот
По задумке руководства «Укртелекома», потери на рынке фиксированной телефонии должны компенсировать растущие доходы от предоставления услуг интернет-доступа.
Однако и здесь компания не может похвастаться хорошими результатами: по итогам трех кварталов от провайдерских услуг компания получила 1,18 млрд грн выручки, что лишь на 50 млн грн больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Количество интернет-абонентов «Укртелекома» за последний квартал по сравнению с прошлым увеличилось всего на 20 тыс. — до 1,626 млн человек, а доход от этого вида услуг вырос лишь на 8 млн — до 402 млн грн за квартал.
Член НКРСИ не исключает, что абоненты «Укртелекома» стали отключаться и от его фиксированного интернета. «Если у кого‑то фиксированный интернет от «Укртелекома», но в доме появляется оптоволоконный кабель конкурента, то людям удобней подключиться к последнему», — отмечает он.
Помимо стагнации в сфере интернет-доступа у «Укртелекома» есть еще одна беда. Компания ежеквартально теряет около 20 млн грн в сфере междугородной и международной связи.
На фоне снижения числа клиентов и потери трафика операционные затраты предприятия только растут. В этом году в компании практически не сокращали персонал, на оплату труда которого приходится основная статья расходов оператора — около 3 млрд грн в год.
В предыдущие годы зарплатный фонд и соцвыплаты уменьшались на 100‑200 млн грн за счет ежегодного сокращения штата в среднем на 10 тыс. человек.
Сохранение затрат при падающих доходах чревато тем, что оператор вновь станет убыточным. Чистая прибыли по итогам трех кварталов — 113 млн грн, что в три раза меньше прошлогодних результатов
все время растет абонплата мотивируя большими расходами на содержание хозяйства в селькой местности , вранье полнейшее , не вижу никакой ни замены ни работ по модернизации , *** п.здят деньги и все время ноют шо им мало денех, да етим бл.дям сколько не дай нажраться не могут, пользуюсь только из за интернета , жаль нет конкурентов достойных , твари дерут , скорость - цена по сравнению с городом дескрименационная , а я шо бабла больше чем городские получаю, уроды шоб вы так деньгами пользовались как я вашими услугами
оплата за телефон стала золотая по сравнению с пенсией, и если бы власти не воровали, то и пенсии можно увеличивать ежеквартально.
К сожалению, мало кто из придержащих власть и деньги понимает риски деятельности. В данном случае вместо одновременного совершенствования системы с высокой степенью надежности (стационарная волоконная телефонная связь, проводное радио и т.д.) и развития новейших систем, почти всегда внимание концентрирую на сиюминутных мегавыгодах. История редко учит таких людей, а ведь они правят балом на земле, -той самой подводной лодке, на которой мы все и находимся.