Большой антикварный салон в столичном «Мистецькому Арсеналі» состоялся в шестой раз. Предыдущие пять арт-ярмарок проходили в декабре — ближе к зимнему праздничному сезону, что для отечественных галерей служило дополнительным стимулом подавать заявки на участие и платить 15‑16 тыс. грн аренды за стенд.
Как объяснили «Капиталу» галеристы, участие в подобных выставках, собирающих большое количество зрителей, для которых издают специальный представляющий экспонентов каталог, — это лишь дополнительная реклама галереям, а не основной источник заработка. Ведь даже случайный человек, не являющийся клиентом той или иной галереи, может заинтересоваться предметом старины в качестве подарка.
В этом году Антикварный салон прошел намного раньше — 17‑27 октября — и совпал с аналогичным событием в Москве. Подобные перемены вызвали у большинства галеристов недовольство, подогретое отсутствием каталога.
В оргкомитете «Мистецького Арсеналу» «Капиталу» сообщили, что с печатью каталога возникли технические сложности. Что касается дат, то еще в прошлом году участники просили провести салон пораньше. Однако на ноябрь в «Арсеналі» запланирован посвященный современному искусству проект Art Kyiv Contemporary.
В итоге галеристы, арендовавшие стенды на выставке в этом году, недосчитались посетителей — их, как и рекламы самого мероприятия, было меньше, чем в декабре прошлого года. Да и без сенсационных покупок обошлось. Дело тут, впрочем, в общей ситуации на рынке, объясняют участники арт-ярмарки.
«Сейчас ситуация складывается не в пользу антиквариата», — считает владелец киевского антикварного салона «Арт-Антик» Юрий Чорнобров. Цены значительно ниже, чем были пять лет назад. Но до 2008 г. они были непомерно раздуты, а теперь вполне отвечают общемировым тенденциям.
«При желании даже за 10 гривен можно найти и купить небольшой живописный этюд столетней давности», — утверждает Юрий Чорнобров. На Западе разброс цен на предметы старины также измеряется порядками — все зависит от качества и возраста вещи.
Причем даже самые дешевые объекты и на западном, и на отечественном рынках всегда дорожают. Но не в геометрической прогрессии, а в среднем всего на 3‑5 % в год, что украинских коллекционеров не всегда устраивает, поэтому их активность снижается.