Думки

аналитика

Апдейт налоговой реформы. Итоги 2016

Перед тем, как перейти к описанию самих итогов 2016 года, хочу остановиться на основных причинах той экономической ситуации, в которой мы оказались. Или сначала «Кто виноват?», а потом «Что делать?»

Чтобы отойти от субъективности воспринимаемых мной причин экономической неуспешности Украины, я приведу два опроса мирового банка — 2010 и 2013 года. Экономическая ситуация с тех лет в Украине не изменилась, поэтому в 2016 бизнес волнуют всё те же проблемы. Итак, опрос 2010 года показал, что основным препятствием на пути своего развития бизнес считает высокие налоги. На втором месте коррупция, которую наверно нужно читать, как вымогательство со стороны проверяющих органов. На третьем месте взятки, т.е. необходимость платить за оформление чего бы то ни было. И только на четвёртом — администрирование налогов. В 2013 ситуация немого изменилась. На первое место вышел доступ к финансированию, коррупция на втором месте, и на третьем — высокие налоги. А вот администрирование налогов только на пятом месте.

Можно долго рассуждать, как связаны коррупция, взятки и налоговое администрирование, и не является ли коррупция следствием плохого администрирования. Но факт остаётся фактом — высокие налоги являются более весомым препятствием на пути развития бизнеса, чем администрирование. На мой взгляд именно стремление избежать уплаты чрезмерно высоких налогов ведёт к тем негативным последствиям, которые именуются коррупция и взятки.

И хочется написать немного, какие налоги считаются высокими, а какие низкими.

Во-первых, каждый человек интуитивно чувствует, с какой частью своих доходов он готов безболезненно расстаться. В это чувствование включено и его уровень жизни, и доверие к властям, и вера в то, что налоги идут на благо страны, и сложившаяся к сегодняшнему дню налоговая система, и его благотворительность, и ещё наверно много чего... И в Украине этот интуитивный уровень сегодня не превышает 15%. Будь то НДС, будь то налог на прибыль, будь то суммарно налоги на зарплату — суммы выше 15% будут минимизированы.

Во-вторых, существует неинтуитивное измеряемое число — процент перераспределения ВВП через бюджет, который показывает, какая сумма изымается из экономики в виде налогов и перерапределяется через бюджет. В разных странах это число разное, но именно оно определяет скорость экономичсекого роста. В Украине оно выше 40%, что делает невозможным никакой рост. В США фискальный процент около 30% и рост 4-7%, у азиатских тигров 20% и рост 7-10%. Китай ставит себе амбициозную задачу снизить перераспределние до 12%. Это всё к вопросу о том, что налоги в Украине непомерно высоки.

В-третьих, налоги должны соответствовать уровню развития экономики в пересчёте ВВП на душу населения. И мы находимся на бепрецендентно низком уровне за всю историю Украины. Известный экономист Артур Лаффер на предложение Минфина-2015 сделать налоги 20/20/20/20 сказал «вам надо сделать всё по 10». И был конечно же прав.

Несмотря на очевидность необходимости снижения налогов, и налоговая реформа 2015 года, и налоговая реформа 2016 года ставили перед собой цель улучшения именно администрирования налогов. Всегда существуют в обществе люди, которые выступают за быстрые радикальные реформы, и есть те, кто за медленный путь. В 2015 году противостояние проходило между двумя такими коалициями. Первая, сторонники либеральной реформы 3357, общественные эксперты, активисты, Комитет ВР по налоговой политики. Вторая — Премьер, Минфин, ГФС. В 2016 году соотношение сил изменилось. Минфин встал на сторону либеральной реформы, новый Премьер также высказался за. На «тёмной стороне» осталась только ГФС. И, казалось бы, что может сделать ГФС в противостоянии со всеми? Но «мал золотник, да дорог».

Инициатива Минфина «забрать базы у ГФС» встретила ожесточенное сопростивление самой ГФС и тех невидимых сил, которые за ней стоят. То самое администрирование налогов, а особенно администриование НДС, которое приносит колоссальные деньги его администраторам, уплывало из рук. И руководство ГФС сделало ход конём — пожаловалось МВФу, что налоговой системе грозит крах, что в Минфине нет специалистов такого уровня, что менять администратора никак нельзя (где ж я харчеваться буду?). И, как подтверждение такой опасности и бессилия Минфина, вдруг ниоткуда появилась хакерская атака на правительственные сайты.

И МВФ «высказался» против. Нороднофронтовец Крышин внёс соответствующую поправку, отсрочив передачу баз данных от ГФС к Минфину. Подробно о том, как принимался бюджет хорошо написали журналисты РБК.

Но зато всем стало ещё понятнее, где кащеева игла — именно ручное управление электронными системами администрирования даёт возможность манипулировать незаконным возмещением НДС, вбросами фиктивного НДС, схемами зачёта НДС и пр. Парламент поручил правительству провести аудит всех информационных систем, используемых контролирующими органами. Так что несмотря на то, что выглядит это как проигрыш сторонников либеральной реформ, исторически это несомненно выигрыш. Минфин движется в правильном направлении, и то, что не всё получается сразу, понятно. И конечно же, нужно было идти на компромиссы — всё таки основной целью ночных голосований 21 декабря было принятие бюджета. И его приняли.

Почему было так важно принятие бюджета? Потому что без принятия бюджета МВФ не даст денег. С 2017 года начинаются выплаты внешнего долга, а без новых заимствований это будет сделать невозможно. К сожалению, в Правительстве ещё нет понимания, что мы катимся в пропасть, что пора резать всё, отсекать всё лишнее в бюджете. Надеюсь, что несмотря на принятый бюджет, многие статьи расходов в 2017 году будут обрезаны по ходу выполнения бюджета, как бы фантастически это ни казалось сегодня.

Что ещё хорошего?

О ликвидации налоговой милиции кто только не говорил. От Ющенко в 2004 до Яценюка в 2014. В 2016 о проблемах с контролирующими органами говорил Гройсман. Два раза. Но всё ограничивалось только словами. Как же так получилось, что сегодня налоговая милиция вне закона?

Норма об исключении пунктов о налоговой милиции из Налогового Кодекса была прописана в 2015 году в законопроекте о налоговой либерализации 3357, том самом законе Южаниной, который не был поддержан прошлым Кабинетом Министров и прошлым Минфином.

Новый Минфин Данилюка взял 3357 за основу своего налогового закона 5368 и пункты о налоговой милиции перекочевали в новый законопроект. Одновременно с ликвидацией налоговой милиции должна была быть создана финансовая полиция, но Минюст заблокировал согласование проекта этого закона.

Интересно было бы посмотреть, что конкретно не понравилось Минюсту в законе о финансовой полиции, в соответствии с которым все силовые структуры теряют полномочия прессовать бизнес. Надеюсь, что в ближайшее время закон о финполиции всё-таки будет внесён в ВР, и мы забудем навсегда о гастролях маски-шоу по предприятиям нашей страны.

И, наконец, самое главное — замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал должна состояться в 2018 году. До 1 июля 2017 года Минфин должен подготовить проект закона и подать его в ВР. Текст закона подготовлен, ведь это была часть 3357, тогда он ещё назывался налог на распределённую прибыль. С тех пор авторы Татьяна Шевцова и Александр Шемяткин доработали его, как отдельный проект, и была создана инициативная группа «Бизнес за будущее» по поддержке и продвижению этой идеи.

Финансовая полиция, передача баз данных, налог на выведенный капитал — это всё позитивные изменения, которые происходят на наших глазах. Да, медленно. Да, противодействие сильно. Ни никто и не обещал космических скоростей.

Ну и немного о минусах, а, точнее, о смешном — усиливаются полномочия проверяющих трудоустройство и зарплаты, ни с того, ни с сего поднята минимальная заработная плата, ужесточаются условия по ФОПам без всякой на то необходимости... Всё это агония административной системы, источник которой в данном слуае — министерство социальной защиты. Вместо реформирования пенсионной системы люди прошлого пытаются административными способами собрать пенсионный фонд. Не получится.

Основная заслуга Майдана — люди перестали бояться контролёров. Поэтому рано или поздно Правительству нужно будет отпустить административные рычаги и браться за экономические. А это, прежде всего, снижение налогов. Это запуск накопительной пенсионной системы желательно с постепенным упразднением всех государственных социальных фондов. Это радикальное сокращение расходов бюджета и уменьшением госсектора. А без этих шагов мы так и будем висеть в экономической неопределенности.

Источник: site.ua

Завантаження...
Комментарии (2)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Витя Чайкин 15 января 2017, 12:11

Примеров приводить можно много о раздувании штатов чиновников , например самое главное-наша рада и рада РФ у нас 420 депутатов на 35 миллионов населения и возьмём Россию такую огромную тоже 420 депутатов.возьмём Японию пенсионный фонд у которых работников 9 тысяч на такую огромную Японию , а у нас 30 тысяч чиновников на 11 миллионов пенсионеров, гройсман запускай свой маховик начиная с нашей рады.

0
Alex Artem 13 января 2017, 11:00

Паству держат в страхе , а по сему в покорности..........

1
реклама
реклама