Два года назад бизнесмен Тарас Мороз создал фермерское хозяйство под Белой Церковью, прикупив 500 коров и современное оборудование для производственного цеха молочной продукции, нанял 25 рабочих.
Сегодня у него уже 1200 голов крупного рогатого скота и лучшие показатели по производству в районе — более 10 т молока в день. Вопрос с дистрибуцией тоже решен — есть свои 24 точки сбыта в магазинах столицы. Под маркой «Фермерское молоко» сегодня продается более 30 видов продуктов.
Предприниматель считает, что нет ничего более нелепого, чем продавать в красивых упаковках искусственное молоко в стране с хорошими молочными традициями.
«Качество молока зависит от условий содержания коровы, качества кормов, автоматизации процесса доения. Наша стратегия — создать сеть самого качественного натурального молока. Поэтому мы продаем только утреннее молоко, которое считается и самым вкусным, и самым полезным.
Дневное и вечернее молоко идет на переработку», — рассказывает Тарас. По его словам, ключевые инвестиции были вложены именно в условия содержания поголовья и контроль качества продукции.
Фермер Мороз сделал все, чтобы его цены были конкурентными. «В столичных точках наше молоко продается фактически по себестоимости. Сбыт организован таким образом, что мы экономим на посредниках, на логистике, рекламе, обработке продукции. К тому же мы производим свои корма. Это позволяет нам продавать молоко по цене даже ниже обычной магазинной — 9,2 грн за литр молока», — рассказывает фермер.
В свое предприятие он инвестировал 16 млн грн, но начать фермерский бизнес можно и с гораздо меньшим капиталом.
Коровы настоящие
Киевский маркетолог Юрий Сергеев превратил дачу в успешное фермерское производство натуральных продуктов — овощей, мяса и молока без химии, вкусовых добавок и ускорителей роста. Начал с покупки двух коз для нужд семьи.
«Сначала было не по себе — ведь я родился в Киеве… Но вспомнил, что когда‑то на Полтавщине дедушка разводил коз, и это вдохновило», — рассказывает Сергеев.
Первую корову купила мать — захотелось настоящего молока, творога, сметаны для семьи, друзей. «Тогда продукцию стали покупать друзья, сарафанное радио приводило к нам сторонников натурпродуктов», — вспоминает предприниматель. В первый же месяц наторговали 2800 грн. Сумма небольшая, но появилась уверенность в том, что бизнес пойдет.
Теперь ферма «Байрон Агро» перерабатывает в день до полутора тонн молока, а хозяйство выросло в огромный «колхоз»: есть козы, коровы, овцы — более 150 голов. Для обогащения корма пришлось посадить подсолнух — теперь Сергеев продает еще и подсолнечное масло и жмых.
Думает о собственной лесопилке — поскольку уход за скотом требует много опилок. «Мы пришли к формату разнопланового хозяйства, части которого взаимосвязаны между собой. На каждом звене производства, там, где есть возможность, мы создали цикл переработки сырья и продажи. Это сельхозпродукция, молочная и мясная линии, ну и, конечно, мед и яйца», — рассказывает Сергеев.
Первые два года компания распространяла продукт исключительно по интернет-заявкам. Теперь предприятие вышло на производственные возможности, наладило сотрудничество с сетями супермаркетов Киева, Харькова и Одессы, а индивидуальные заказы составляют 20 % сбыта.
Чтобы заказчики не сомневались в том, что коровы настоящие, — на ферму возят экскурсии, в которых киевляне участвуют с большим удовольствием.
Огород с интернетом
Компания «Бабусина Торбинка» позиционирует себя как интернет-усадьба и сообщество 30 фермерских хозяйств. Молоко, масло, курятину, яйца, вареники с картошкой доставляют клиентам в удобное для них время. Сервис создали брат и сестра Сергей Котенко и Светлана Нестеренко.
Начиналось все как хобби — с реализации продуктов, выращенных родителями в деревне, а год назад семейный бизнес пробился в финал конкурса «Биржи проектов».
Вскоре Светлана и Сергей уволились с работы и вложили в свой бизнес 85 тыс. грн, которые пошли на создание интернет-страницы, разработку упаковки, проверку продукции в госорганах. Предприниматели надеются вернуть инвестиции за полтора года.
Поначалу ассортимент «Бабусиної Торбинки» состоял из овощей, молочной и мясной продукции, консерваций, которые поставляли родственники из деревни. Со временем количество позиций выросло, появились эксклюзивные продукты: перепелки, крольчатина и индюшатина, сыры, органические крупы, редкие сорта винограда, натуральные соки и полуфабрикаты традиционной украинской кухни. Хиты продаж — молоко, курица, сыры и вареники.
Философия бизнеса
Свой успех Сергей и Светлана поясняют тем, что они находят уникальных фермеров по всей Украине. Один из них — сыровар-дауншифтер. Он всю жизнь прожил в городе, а в 40 лет все бросил, купил домик в ста километрах от столицы и занялся любимым делом.
Варит моцареллу, камамбер, лимбургер, рикотту, локаль руж — причем исключительно из молока и натуральной закваски. И с удовольствием проводит мастер-классы во время гастротуров для клиентов «Бабусиної Торбинки».
Другой фермер ушел на пенсию и осуществил давнюю мечту — выращивает в Обухове более 80 уникальных сортов винограда. Вдохновила его на «подвиг» жена, вместе с которой он посадил у дома первую лозу в честь своей свадьбы еще 38 лет назад.
Есть и молочник, назвавший свою ферму «Вера, Надежда и Любовь» — в честь дочерей. Девушки уже выросли, окончили аграрный университет и теперь помогают развивать дело отцу, который к тому же создал в деревне курсы для молодежи «Как стать фермером».
Светлана Нестеренко рассказывает, что главным движущим фактором в их проекте является философия бизнеса. «Многие киевляне уже забыли вкус настоящих помидоров, молочных продуктов... Мы видим себя как соединительное звено между деревней и городом, где каждый желающий может заказать экологически чистые продукты прямо с бабушкиной грядки через интернет», — говорит она.
Плата за вкус
Мода на органические продукты питания спровоцировала бум зеленого движения. Это уже не только базары и ярмарки, супермаркеты, выставляющие экопродукты на отдельные полки, но и рестораны, проводящие фермерские завтраки, сети эколавок и, самое актуальное, — прямые поставки из деревни.
Несомненно, органические продукты питания значительно дороже обычных магазинных, но, как оказалось, киевляне готовы платить больше за домашнюю еду, прямые поставки и гарантии безопасности продукта.