Сразу две ассоциации, объединяющие депозитарные учреждения, жалуются на сбои в работе программного обеспечения Центрального депозитария (Нацдепозитарий, НДУ).
Украинский кредитно-банковский союз (УКБС) просит устранить неполадки в работе его программного модуля «Оберон». Компании используют его для того, чтобы проводить сделки по купле-продаже ценных бумаг своих клиентов — торговцев.
После принятия закона о депозитарной системе, который вступил в силу 12 октября, весь учет ценных бумаг ведет только один депозитарий — НДУ. Раньше большая часть торговцев работала со Всеукраинским депозитарием ценных бумаг.
В своем письме УКБС сообщает о многочисленных случаях технических сбоев при передаче данных. «Сбои и отсутствие оперативной реакции на них со стороны НДУ приводят к финансовым потерям депозитарных учреждений», — утверждают в пресс-службе УКБС.
В конечном итоге финансовые потери несут и клиенты депозитарных учреждений из‑за невозможности своевременно провести сделку.
В НДУ считают, что причиной сбоев является несоблюдение всех требований самими же депозитарными учреждениями, в частности, использование непроверенного программного обеспечения
«Клиентская база НДУ по состоянию на 25 октября насчитывает около 10,5 тыс. счетов эмитентов и почти 400 открытых счетов хранителей и депозитарных учреждений», — говорит генеральный директор УКБС Галина Олифер.
Профессиональная ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД) также готовит соответствующую петицию. «Да, проблемы есть. Мы обобщаем все пожелания и требования наших участников и потом уже будем передавать их в НДУ», — подтвердил председатель ПАРД Алексей Кий.
В НДУ признали наличие сбоев в работе «Оберона», но считают, что причиной этих сбоев является несоблюдение всех требований самими же депозитарными учреждениями, в частности, использование непроверенного депозитарием программного обеспечения для доступа к базам данных.
«Также причиной может быть недостаточное качество связи, используемой депозитарными учреждениями», — говорит предправления НДУ Сергей Румпа.
Сбоям бой
Член УКБС, представитель банка с лицензией на депозитарную деятельность, пожелавший остаться неназванным, сообщил «Капиталу», что вследствие неполадок в работе программного обеспечения «Оберон» всего за три недели работы с Центральным депозитарием каждое депозитарное учреждение в зависимости от количества клиентов могло потерять около нескольких десятков тысяч гривен.
«Мы недополучили около 30 тыс. грн дохода из‑за того, что месяц не могли нормально обслуживать своих клиентов, — сказал он. — Пострадали и клиенты нашего банка. Они почти месяц не могли проводить запланированные собрания акционеров».
Подтвердили «Капиталу» наличие сбоев и задержек в работе «Оберона» практически все опрошенные профучастники: Банк Кипра, банк «Национальный кредит», брокерская компания «Мастер Брок», инвестгруппа «Универ» и др.
Система «Оберон» очень отличается от программы Depoer, которая раньше использовалась Всеукраинским депозитарием ценных бумаг, говорит руководитель аналитического отдела «Мастер Брок» Леонид Белозерский.
«Отсутствие оперативности при работе с новой системой делает невозможным сиюминутный доступ клиентов к своим ценным бумагам», — сетует он.
Такие недочеты затрудняют в первую очередь маржинальную торговлю, где для заработка важна быстрота принятия решений.
«Многие трейдеры, которые раньше активно спекулировали, теперь будут ограничены. Если клиент не может оперативно разблокировать или заблокировать свои бумаги под торги на бирже, это ставит крест на его сделках», — подчеркнул аналитик.
С 12 октября у компании «Мастер Брок» было три случая, когда клиенты вообще не смогли своевременно получить доступ к своим ценным бумагам. «Много похожих ситуаций было и у наших коллег», — резюмирует Белозерский.
Время — деньги
В первые дни после запуска новой депозитарной системы процедура передачи информации о сделках в системе «Оберон» осуществлялась очень медленно, однажды она даже заняла больше часа, вспоминает управляющий партнер инвестгруппы «Универ» Алексей Сухоруков. Хотя до реформы депозитарной системы эта операция требовала лишь около 30 секунд.
«После того как мы перенесли базу данных на отдельный компьютер, стало заметно быстрее, но все равно эта процедура до сих пор занимает несколько минут, при том что сделок сейчас очень мало — не больше тысячи в день (до реформы брокеры заключали 2‑5 тыс. сделок в день. — «Капитал»).
Слышал отзывы и от других участников о том, что 10‑20 минут на обработку сделок для «Оберона» — нормальное явление», — сетует он.
Скорее всего, по мнению Сухорукова, программа просто не оптимизирована под обработку большого количества транзакций.