При подлете к Тбилиси замечаешь, что энергетический кризис в стране остался в прошлом — город отлично освещен, а по дорогам интенсивно движется автотранспорт. Рестораны столь же полны посетителями, как и в Киеве, а улицы — молодежью. Тбилиси доброжелателен и весел.
Похож на Львов и Одессу одновременно. Даже не скажешь, что страна переживает очередной перелом в общественно-политической жизни — меняется форма государственного правления с президентской на парламентскую. Через несколько дней в должность вступает новоизбранный президент Георгий Маргвелашвили.
Почти девять лет, в течение которых Грузию возглавлял Михаил Саакашвили, были для страны очень напряженными и во многом трагическими. С одной стороны — радикальные экономические реформы, реформа государственного управления и полиции, реформирование армии.
С другой — период правления Саакашвили в исторической памяти навсегда связан с нападением на Грузию ядерной России, произошедшим в августе 2008 года. Это привело к выходу из состава Грузии Абхазии и Южной Осетии, которые, впрочем, Тбилиси давно не контролировал.
Некоторые военные аналитики утверждают, что к этому нападению пассивно причастна и Украина. В ноябре 2008 года на пресс-конференции в Риге сам Саакашвили заявил, что за шесть дней до первых выстрелов в Южной Осетии корабли Черноморского флота России при полном вооружении вышли из Севастополя к побережью Грузии.
В то же время в этой войне значительной была и действенная поддержка Украины, которая помогла грузинским вооруженным силам остановить агрессора в воздухе.
Сегодня в Грузии повсеместно заметны результаты работы команды Саакашвили. Условия для ведения бизнеса — одни из самых благоприятных в мире.
Государственный аппарат и полиция в буквальном смысле слова прозрачны для граждан и иностранцев — работают в помещениях со стеклянными стенами и по электронным протоколам, исключающим волокиту.
Минимизированы бюрократические процедуры и система налогообложения. Получило реальные права местное самоуправление.
К сожалению, не изжита бедность. Монументальная роскошь патриаршего Троицкого собора соседствует с бедняцкими жилищами простых тбилисцев. Считается, что собор возведен на средства ярого противника Саакашвили — мультимиллионера Бидзины Иванишвили. Сейчас подходят к концу дни его пребывания в должности главы правительства страны.
Не менее впечатляющий новопостроенный президентский дворец также стоит в окружении старых, неказистых построек. Он как бы альтернативно по отношению к собору доминирует над городом на противоположном берегу украшающей город реки Куры. Ее удалось очистить от мусора и нечистот.
Еще из «шокирующих» впечатлений от короткой поездки в Тбилиси, которая завершилась на этой неделе: в городских маршрутках там действуют электронные проездные билеты, которые применяются и на других видах транспорта — от метро до канатной дороги и фуникулера, также ими оплачиваются услуги парковок и пр. Таким образом, и речи быть не может о коррупционном генераторе наличности в этом сегменте услуг, как это имеет место в Киеве и Москве.
Увы, печально знаменитая тротуарная плитка «по‑киевски» есть и в грузинской столице — как и у нас, выщербленная, скользкая и непрактичная. Радует, что ее немного.
Зато немало англоязычной молодежи, которая с удовольствием идет на контакт с приезжими, объясняя дорогу к нужному памятнику или зданию. Очень не хватает QR-кодов, которые могли бы пояснить иностранцам символическое значение памятников.
Среди недавно сооруженных монументов есть и памятник жертвам… «режима Саакашвили», воздвигнутый пришедшими к власти в парламенте и правительстве его политическими противниками.
Впрочем, какой бы ни оказалась новая власть в Грузии, трудно представить, чтобы ей удалось вернуть страну во мрак сплошной коррупции и неэффективности государства. Положительный импульс, который был дан грузинскому обществу в годы работы Саакашвили, вряд ли получится нивелировать.
Как сказал украинский политолог Виктор Небоженко, осматривая тбилисский Дворец юстиции, где легко, вежливо и быстро осуществляются тысячи регистрационных процедур для граждан и иностранцев: «это выпрямляет спину, особенно у молодых людей, которые, впрочем, ее никогда и не гнули».
На инаугурацию нового президента российские официальные лица приглашения не получили. Конфликт пятилетней давности далеко не исчерпан. Он, увы, будет определяющим фактором грузинской политической жизни в ближайшие годы, если не десятилетия.