В следующем году участники украинской банковской системы будут активнее делиться информацией о проблемных заемщиках с другими финструктурами, уверена заместитель директора департамента нормативно-методологического обеспечения банковского регулирования и надзора НБУ Оксана Присяженко.
Их подтолкнут к этому шагу законодательные новации: с 1 января 2014 г. отчисления в резервы под кредиты будут увеличены, если банк не предоставит информацию о своем клиенте в бюро кредитных историй.
«Эта норма предусмотрена постановлением Национального банка № 23 и вступает в силу с 1 января 2014 г. Она простимулирует банки передавать информацию о заемщиках в бюро кредитных историй.
Несмотря на существование бюро, финансовые учреждения не спешат делиться данными о клиентах», —
подтвердила она.
Дошли до ручки
Изменения приведут к росту объема отчислений в резервы на 10-40 % в зависимости от категории качества
кредита. Банки делят кредиты на пять групп риска: минимальный, умеренный, значительный, высокий, безна-
дежный.
Категорию кредита определяет диапазон его риска: чем он выше, тем больше сумма отчислений в резервы. Сумма в свою очередь зависит от двух показателей — категории качества кредита и платежеспособности заемщика.
10‑40 % составит рост отчислений в резервы по кредитам заемщиков, о которых банки не передали информацию в бюро кредитных историй
Если финансовое состояние должника-физлица оценивается банком как критическое, ему присваивается последняя категория — «Г», а предприятию — «8».
Это значит, что доход заемщика является недостаточным для полных и своевременных взносов на погашение долга. К такой же категории теперь будут относиться все заемщики, о которых банки не передали информацию в бюро кредитных историй.
Эволюция регулирования
Деление на категории качества кредитов было предусмотрено еще в 2008 г., однако до сих пор это не влияло на сумму резервов под кредиты.
«Без подписания договора с клиентом передача какой‑либо информации о нем третьим лицам незаконна, это разглашение банковской тайны», — говорит председатель правления банка «Контракт» Павел Крапивин. Вопрос об использовании персональных данных был урегулирован только в 2012 г., поэтому ранее клиент мог легко оспорить в суде разглашение информации о нем.
У финучреждений не было также единой системы расчета риск-профиля клиента. «С 2013 г. НБУ урегулировал этот вопрос, но банкам нужен был переходной период для приведения в соответствие требованиям регулятора своих кредитных портфелей», — отметил директор департамента корпоративных продаж Надра Банка Богдан Ропотилов.
Эффект зависит от желания
Банкиры уверены, что повышение требований к резервированию заставит финструктуры делиться информацией о своих заемщиках. Но они не будут предоставлять данные обо всех своих клиента.
«В первую очередь речь идет о ключевых заемщиках банка, просрочка по которым минимальна. У финучреждений сейчас не так много хороших клиентов, чтобы делиться ими с конкурентами. В таком случае банкам лучше доформировать резервы», — полагает заместитель предправления Международного инвестиционного банка Юрий Белоконь.
Как отмечают опрошенные банкиры, обмен такой информацией на украинском рынке усложняется отсутствием единого бюро кредитных историй. Сегодня в Украине работает восемь таких структур.
Для того чтобы упростить поиск информации для банков, в конце 2012 г. был зарегистрирован законопроект по совершенствованию деятельности бюро кредитных историй.
В частности, предусматривалось создание на базе Нацкомфинуслуг единого реестра заемщиков, в котором кредиторы смогли бы найти информацию о том, в каком именно бюро банк может получить сводку данных о кредитной истории клиента. Но этот документ так и не дошел до второго чтения.
Если банки сами не могут разобраться со своими портфелями проблемных кредитов, то пускай дают информацию регулятору и принимают рекомендации как руководство к работе, поскольку там как минимум смогут разобраться в ситуации и исключить выдачу такого количества заведомо невозвратных займов проблемным клиентам.