«Если председателю Нацбанка Украины была нужна еще одна причина для отставки, то такая появилась на прошлой неделе, когда на стене ее дома неизвестные нарисовали свинью, завернутую в российский флаг, а группа молодых демонстрантов назвала ее „российской марионеткой“. После длительной кампании ненависти, которая также включала положенный под двери гроб, Валерия Гонтарева наконец подала в отставку», — пишет New York Times.
Ее увольнение при отсутствии очевидного кандидата на замену оставляет президента Петра Порошенко без еще одного союзника у власти в то время, как кредиторы ставят под вопрос его способность провести обещанные реформы, говорится в статье. Также издание напомнило, что за время работы во главе НБУ Гонтарева «нажила врагов» из-за своей «кровавой беспристрастности в принятии жестких антикризисных мер», добавляя, что это принесло ей одновременно и благосклонность инвесторов и МВФ.
«Похоже, Порошенко не будет защищать Гонтареву — своего бывшего бизнес-партнера — от вытеснения из ее должности, и это может усложнить для него задачу найти замену», — говорится в статье.
Депутат от «Народного фронта» Александр Кирш сказал изданию, что президенту придется поискать кого-то, кто займет роль «камикадзе». По его словам, даже политические союзники Порошенко могут не согласиться на должность главы Нацбанка из-за страха, что «президент не будет их защищать».
Помимо этого издание отмечает, что у Порошенко и его партии сейчас довольно низкие рейтинги. «На выборах в 2019 году нынешнему президенту Украины будет не просто завоевать благосклонность избирателей.
По данным Киевского международного института социологии, поддержка партии Порошенко по состоянию на декабрь снизилась до 11,9% с 21,7% в октябре 2014 года», — говорится в публикации. Помимо этого издание напомнило, что в последние месяцы наблюдаются политические неудачи, которые заставляют его (Порошенко) казаться еще более слабым. Он оказался не в том общественном мнении, когда изначально выступал против активистов, навязывающих экономическую блокаду территорий, удерживаемых ополченцами, а два месяца спустя он сделал политику блокадного правительства, пишет NYT.
К тому же он также подписал парламентскую поправку, которая будет разбавлять одну из самых больших антикоррупционных реформ, принятых после протестов 2014 года, говорится в статье. А вот правительство его протеже, премьер-министра Владимира Гройсмана, имеет лишь незначительное большинство в парламенте, чтобы принять сложные меры, требуемые МВФ, такие как повышение пенсионного возраста и снятие запрета на продажу земли, напоминает издание.
«Их отсутствие может привести к задержкам или сокращению суммы денег, которую МВФ будет выделять, в то время, когда ожидается, что экономический рост в Украине снизится до 2 процентов от прогнозируемого ранее МВФ 2,9 процента из-за блокады (Донбасса)», — говорится в статье.
К тому же МВФ в докладе на прошлой неделе отметил свои опасения, что внутренняя политика может сорвать программу спасения, продолжает NYT.
«Гонтарева, которая также находится на своем посту с 2014 года, несет ответственность за многие реформы, которые были приняты для обеспечения жизнеобеспечения МВФ. Она переключила Украину на гибкий обменный курс и закрыла половину банков страны, в том числе многие из тех, которые, по словам властей, использовались (...) для отмывания денег их владельцами», — говорится в статье.
«Протестующие и некоторые законодатели обвиняют ее в некомпетентности в лучшем случае и, в худшем случае, обогащении за счет Украины.... Опрос, проведенный Фондом „Демократические инициативы“ в декабре, говорит, что 80 процентов украинцев не доверяют Гонтареве. Но всепроникающее влияние в украинской политике влиятельных бизнес-деятелей затрудняет оценку степени, в которой протесты против нее вызваны реальным общественным гневом, а не подстрекательством враждебных корыстных интересов», — пишет NYT.
«Пресс-служба Гонтаревой предположила, что последние протесты были спровоцированы местью людей, которые проиграли национализацию „ПриватБанка“ в декабре. Гроб у ее двери был напоминанием о том, что может случиться с центральными банкирами в этой части мира», — говорится в статье.
«Гонтарева получает много критики, но я сужу о том, что она сделала, и о том, чего она достигла с большим личным риском, — сказал Тим Эш, суверенный стратег-аналитик Bluebay Asset Management.
«Грустно, что она уходит, но после изнурительной борьбы с коррупцией и олигархами в течение двух лет люди хотят отдохнуть», — отметил эксперт.