Со вчерашнего дня на всех приграничных пунктах таможенного контроля с Россией действуют новые правила оформления товаров, ввозимых в страны Таможенного союза.
Накануне Министерство доходов и сборов предупредило перевозчиков, что с 12 ноября таможенный транзит через Сумскую, Харьковскую и Черниговскую области в Россию будет осуществляться по новой процедуре.
Российская таможня больше не принимает у перевозчиков для оформления транзита груза книжки международных дорожных перевозок (МДП), дающие право на упрощенные таможенные процедуры при перевозке грузов в более чем 70 странах.
Вместо книг российская сторона отныне взимает предоплату таможенных платежей — деньгами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. С 1 декабря такие требования к перевозчикам будут применяться на всей территории России.
Изменения в таможенных правилах заставят перевозчиков изымать оборотные средства для обеспечения залога. Транспортные предприятия будут вынуждены переложить часть расходов на экспортеров, которые станут закладывать эти риски в конечную стоимость продукции. Это снизит привлекательность украинских товаров на рынках стран ТС.
Конфликт с перевозчиками
В конце октября указанные требования к перевозчикам были введены на Южной таможне России. Причем, как оказалось, введены внезапно для украинской стороны.
Перевозчики, которые пытались пересечь границу и получить разрешение на въезд в Россию с территории Луганской и Донецкой областей, столкнулись с отказом российских таможенников принимать книжки МДП.
Как ранее писал «Капитал», Миндоходов не было официально уведомлено о смене правил, в связи с чем своевременно не проинформировало перевозчиков. Результатом несогласованности действий стали очереди на границах. Водители фур, не зная о новых правилах, были вынуждены простаивать в очередях.
Заместитель начальника службы организации таможенного контроля Южной таможни России Алексей Яковенко уверял, что украинская сторона не могла не знать об отмене книжек, так как эта идея обсуждалась с июля и таможня неоднократно откладывала введение новых правил.
700‑1000 евро могут составить «гарантированные» расходы перевозчиков за доставку грузов в Россию
По словам вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) по экономическим вопросам Максима Кунченко, все расходы, связанные с новыми правилами прохождения грузов, будут нести непосредственно перевозчики. При этом эксперт не исключает, что последним придется повысить расценки на свои услуги в связи с новыми требованиями России.
«Перевозчики уже говорили, что дополнительная нагрузка на них составит € 700‑1000 за каждую партию. Причем взимать страховые взносы за транзит будут российские компании. Как нам поясняли представители Миндоходов, таким образом Россия защищает свои интересы», — говорит Кунченко.
При этом вице-президент УСПП убежден, что перевозчикам придется искать дополнительные средства, изымая их из оборота: «Несмотря на то что деньги будут возвращаться, изначально их нужно найти, а если учесть, что таможню проходят тысячи фур, то это сотни миллионов долларов, которые нужно отдать. И только через какое‑то время получить обратно. Значит, придется «замораживать» средства, которых и так сегодня бизнесу не хватает».
По словам пресс-секретаря АсМАП (Украина) Вячеслава Клименко, убытки компаний-перевозчиков сегодня сложно просчитать. Ведь сумма гарантий российской таможни будет зависеть, в частности, от категории грузов и километража доставки.
Судебные перспективы
По словам Вячеслава Клименко, такое решение российской стороны противоречит международным нормам, в том числе и Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП — соглашения, участницей которого является Россия.
В украинской АсМАП перевозчикам предложили документально фиксировать случаи отказа таможенников принимать книжки, чтобы иметь юридическое основание для обжалования действий ФТС.
Тем более, что официально Россия еще является членом Конвенции и намерена расторгнуть соглашение о применении МДП лишь 1 декабря 2013 г. А это значит, что все отказы принимать книжки являются необоснованными.
О том, что Россия не намерена в дальнейшем продолжать оформление транзита на основании соглашения МДП, стало известно еще 28 августа, когда ФТС направила письмо в российское отделение АсМАП, предупредив о расторжении договора с ней.
В ведомстве такой шаг аргументировали тем, что сумма задолженности, возникшая из‑за недоставки товаров, ввезенных по процедуре МДП, к 1 июля 2013 г. превысила $ 650 млн. К тому же в ФТС жаловались на закрытость российской АсМАП, которая отказалась предоставить отчетную документацию и счета, связанные с применением процедуры МДП.
Впрочем, по словам Вячеслава Клименко, российская сторона, принимая в одностороннем порядке отказ от книжек МДП, ставит под угрозу осуществление международных грузоперевозок по ее территории.
«Мы это оцениваем как политическое давление, и не только на Украину. Если книжка МДП покрывает € 60 тыс., то непонятно, какие дополнительные гарантии потребовались России», — подчеркивает Клименко.