Министр финансов Александр Данилюк анонсировал выпуск еврооблигаций на $1 млрд уже этой осенью. До этого времени Украина должна провести земельную и пенсионную реформу, сообщил министр финансов Александр Данилюк в интервью The Wall Street Journal. «Впервые после российской агрессии в Крыму и на Донбассе Украина достигла финансовой стабильности, и начался экономический рост, который за год достигнет 2,2%», – сказал министр в ходе визита в США.
Заявления о планируемом размещении именно осенью звучат не впервые. В феврале Александр Данилюк говорил о возможности привлечения $500 млн. «Планируем привлечь небольшую сумму, чтобы дать сигнал о том, что мы присутствуем на рынке. Это может быть больше, может быть меньше. Неважно. Главное – не прекращать общаться с инвесторами», – говорил министр.
Время с запасом
Острой необходимости в привлечении дорогого финансирования у страны пока нет. «Украина вполне может прожить без выхода на внешние рынки при условии, что торговый баланс будет положительным. НБУ сможет наращивать резервы, а правительство будет оперативно выполнять программу МВФ и получать финансирование согласно заявленному графику», – считает аналитик ИК Adamant Capital Константин Фастовец. «В этом году расходы на обслуживание внешнего долга из бюджета относительно невелики – $2,3 млрд, и их можно профинансировать за счет накопленных валютных остатков на счетах правительства и займов от официальных кредиторов», – считает главный экономист компании Dragon Capital Елена Белан.
Однако Украине стоит накапливать ресурсы в преддверии 2019 года. «Расходы на обслуживание внешнего долга будут увеличиваться и достигнут пика в выборном 2019 году, когда программа МВФ уже закончится и получить финансирование будет гораздо сложнее. Из бюджета в 2019-м нужно будет заплатить по внешнему долгу $5,5 млрд», – подсчитала Елена Белан.
«Учитывая, что рыночные выпуски были еще в 2013 году, Украине нужно сделать попытки вернуться на рынок значительно раньше, чем это будет критично необходимо», – соглашается с коллегой старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович. В 2013-м Минфин привлек $3 млрд у России через инструмент еврооблигаций. Это привлечение Украина сейчас оспаривает в Лондонском суде.
С 2014 по 2016 год Украина ежегодно привлекала по $1 млрд под госгарантии США: в 2014 году – под 1,844% годовых, в 2015-м – под 1,847%, а в 2016-м – под рекордно низкие 1,471%. Параллельно в 2015 году Минфин завершил реструктуризацию суверенных выпусков еврооблигаций, в ходе которой инвесторы согласились на списание 20% долга. Не согласилась на haircut только Россия, которая после дефолта по своему 3-миллиардному выпуску пошла в суд.
Несмотря на списание части долга, у Украины есть шансы провести успешное размещение: спрос на рисковые и высокодоходные вложения у инвесторов довольно высокий на фоне глобальной гиперликвидности и сокращения доходностей. «Если не будет никаких глобальных потрясений, то у Украины хорошие перспективы провести размещение», – считает Елена Белан. «Аргентина недавно выпустила 5- и 10-летние бумаги, несмотря на недавний дефолт, и купон был вполне рыночным: 5,25% и 6,875% соответственно», – приводит пример менеджер счетов для высокосостоятельных клиентов Saxo Bank Феликс Инденбаум.
По мнению Елены Белан, критичными для инвесторов будут вопросы сотрудничества Украины с МВФ и стратегии рефинансирования растущих выплат по внешнему долгу в ближайшие годы: «В этой связи вместе с размещением новых еврооблигаций Украина могла бы провести обмен уже обращающихся бумаг на более длинные, чтобы снизить нагрузку погашений в ближайшие годы». «На фактический спрос будут влиять и политическая нестабильность в стране, и развитие событий на временно оккупированных территориях, и ситуация на сырьевых рынках в мире. Также есть большие сомнения в успешном и своевременном проведении заявленных реформ», – предупреждает Феликс Инденбаум.
Недешевое удовольствие
Ключевым для Украины станет вопрос цены. Сейчас доходность суверенных еврооблигаций ниже 9%. «Исходя из сегодняшних реалий, доходность выпуска может быть очень высокой, что не будет приемлемым для Минфина. Текущие спреды на уровне 650-700 б. п. вполне отражают высокий риск вложений в украинские долги и с доходностью бенчмарка около 1,8-2,2 п. п. формируют доходность по существующим выпускам на уровне 8,5-9%. Это значит, что при объявлении выпуска и его прайсинга доходность может подскочить до 10%. Но высокая доходность означает высокий риск, и желающих купить может быть не очень много», – размышляет Тарас Котович. «Если сейчас еврооблигации Украина-2023 торгуются по ставке 9%, то при размещении новых бумаг по номиналу инвесторам желательно дать премию и размещаться хотя бы по 9,5%», – считает Константин Фастовец.
Феликс Инденбаум более оптимистичен. «Украина вполне может рассчитывать на успешный выпуск бумаг с купоном в районе 6,5% по 5-летним и выше 8% по 10-летним бумагам», – считает он. На внутреннем рынке Минфин последний раз доллары привлекал 20 декабря 2016-го. Тогда банки купили его двухлетние ОВГЗ под 6,4%.
Минфину стоит ждать более позитивных условий, которые могут сформироваться при повышении кредитных рейтингов, позитивном новостном фоне о проведении реформ и т. д., считает Тарас Котович. «Это должно привести к снижению суверенного риска и, соответственно, сужению спредов. При спредах около 400-450 б. п. и тех же уровнях доходности бенчмарка доходность составит уже порядка 7-7,5% с учетом премии за новый выпуск и рыночной волатильности», – подсчитал Тарас Котович. Елена Белан считает, что размещение по ставке 7% и ниже будет хорошим результатом.
По мнению Феликса Инденбаума, бумаги, номинированные в евро, могли бы обойтись дешевле. «Однако в условиях нынешнего слабого евро и преобладания доллара в структуре расчетов за экспорт подобное размещение будет содержать значительный валютный риск в перспективе погашения», – уточняет он.