В крупнейшем украинском аэропорту «Борисполь» заявили о намерении способствовать снижению цен на авиабилеты для пассажиров. В четверг, 11 мая, во время пресс-конференции гендиректор аэропорта Павел Рябикин представил разработанную с этой целью программу скидок для авиаперевозчиков, работающих в лоукост-сегменте. По словам менеджера, «Борисполь» действовал в рамках инициативы министерства инфраструктуры Украины, которое разработало проект приказа о снижении ряда сборов в аэропортах.
Коммерческий директор аэропорта Максим Волошин, в свою очередь, добавил, что новая система скидок направлена на расширение сети маршрутов, привлечение новых перевозчиков и предоставление лучших условий тем компаниям, которые имеют большие объемы пассажирских перевозок.
Уже на следующий день авиакомпания МАУ, которая летает, в частности, из «Борисполя», объявила о введении нового тарифа «Low Cost» и снижение цен на авиабилеты на внутренние и международные рейсы. В день объявления новый тариф был доступен на рейсы с ноября этого года. Например, перелет между Киевом и Амстердамом в оба конца на январь 2018 стоил 2074 гривен. Эти цены сопоставимы с предложениями представленных в Украине лоукостеров. Похожи и условия. Билеты, приобретенные по новому тарифу, нельзя будет вернуть даже с уплатой штрафа и они включают перевозки только небольшой ручной клади. Означает ли это, что инициатива «Борисполя» реально может снизить цены на авиабилеты?
Коммерческая тайна
Согласно данным, представленным менеджментом «Борисполя», аэропорт обещает авиакомпаниям скидку на сбор за посадку-взлет и пассажирский сбор до 80 процентов при открытии нового международного рейса. Такая же скидка будет предоставляться авиакомпаниям за привлечение трансферных пассажиров. В дополнение к этому предполагается гибкая скидка до 40 процентов — в соответствии с объемами перевозок. Чем больше новых пассажиров перевозит компания, тем выше будет процент. Но, по словам Рябикина, чтобы авиакомпании могли присоединиться к данной системе скидок, они должны обеспечить снижение цены авиабилета.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава довольно скептически оценивает возможность проверить то, насколько авиакомпании будут выполнять такое обязательство. Все перевозчики, по словам эксперта, используют так называемое динамическое ценообразование, когда в соседних креслах в самолете могут лететь пассажиры, которые приобрели свои билеты как по несколько десятков евро, так и за несколько сотен евро.
«Сколько всего билетов было продано и по какой цене — знают только соответствующие структуры самих авиакомпаний, и эти данные никому не раскрываются», — говорит Кава. Это, по его мнению, может привести лишь к тому, что авиакомпании уменьшат свои расходы, не изменив существенно цены билетов для пассажиров, ведь целью деятельности перевозчиков является заработок, а не стимулирования туризма.
Главное — конкуренция
Кава добавляет — базовая для «Борисполя» авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и так имела существенные скидки на обслуживание в аэропорту. Так, эксперт уверяет, что скидку в 80 процентов для трансферных пассажиров перевозчика обеспечивают уже имеющиеся договоренности. Обеспечить реальное снижение цены билетов, по мнению Кавы может только конкуренция между перевозчиками, но в краткосрочной перспективе от предложения «Борисполя» вряд ли будет заметен эффект.
Впрочем, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий уверяет, что на мировом рынке сейчас сложилась благоприятная конъюнктура для выхода на украинский рынок мировых авиаперевозчиков. По словам Ланецкого, такие лоукостеры, как Ryanair и Wizz Air, имеют планы существенного расширения парка своих самолетов. Эксперт уверен: «Учитывая определенную стагнацию рынка в Западной Европе, скорее всего, эти компании будут расширяться за счет экспансии в восточном направлении».
Риски для аэропортов
Впрочем, если для пассажиров это может иметь положительный эффект, то для аэропортов грозит обернуться определенными финансовыми рисками. Ланецкий объясняет — бизнес-модель лоукостеров предусматривает агрессивное уменьшение расходов, поэтому они будут требовать для себя максимально выгодных условий. Это может привести к ситуации, подобной договоренностей «Борисполь» и Ryanair, когда аэропорт фактически согласился обслуживать самолеты компании на убыточных для себя условиях.
Подобного мнения придерживается и Кава. «Если снижение тарифов не обязательно будет означать снижение цен на билеты, то оно точно приведет к снижению доходов аэропорта», — говорит эксперт.