Технології

резонанс

Как запрет российских социальных сетей и сервисов повлияет на украинский бизнес

46698
Как запрет российских социальных сетей и сервисов повлияет на украинский бизнес

16 мая президент Украины Петр Порошенко подписал указ о расширении санкций против российских компаний «в связи с продолжающейся вооруженной агрессией России против Украины». В список вошли Mail.Ru Group, с принадлежащими ей социальными сетями «ВКонтакте» и «Одноклассники», «Яндекс» с сервисами «Яндекс.Деньги», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Директ», «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Фото», Яндекс.Афиша«, «Авто.ру» и «Кинопоиск», «1С», ABBYY, «Лаборатория Касперского» и другие.

Помимо экономических санкций, которые означают заморозку активов, ограничение торговых операций и запрет на выведение средств за пределы Украины, в указе говорится и об ограничении доступа к сайтам. Документ вступает в силу со дня его опубликования, а санкции введены сроком на три года.

При этом «ВКонтакте», «Яндекс», «Одноклассники» и Mail.Ru, по данным Alexa.com, входят в топ-10 самых посещаемых сайтов Украины. Как vc.ru рассказали в самих компаниях, количество украинских пользователей «ВКонтакте» ежемесячно составляет 16 млн, «Одноклассников» — 9,5 млн, а «Яндекса» — 11 млн.

Непонятный механизм блокировки

Опрошенные эксперты обратили внимание, что в юридическом правовом поле страны не прописан механизм ограничения доступа к сайтам.

О технической невозможности блокировки сайтов сообщил агентству «Интерфакс-Украина» и председатель Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.

При этом в Украине отсутствует лицензирование деятельности провайдеров. Поэтому «автоматически» блокировка не произойдет. Как технически будет происходить контроль за исполнением указа, тоже не ясно.

Тем не менее, крупнейший на территории Украины оператор фиксированной связи «Укртелеком» уже приступил к ограничению доступа к российским сервисам из санкционного списка. Директор по корпоративным коммуникациям оператора Михаил Шуранов заявил, что блокировка проводится поэтапно и может занять до одной недели.

Представители оператора отказались объяснять, каким образом будет происходить процедура ограничения доступа. В «Укртелеком» ответили, что «процесс довольно сложный и требует определенного времени, учитывая значительное количество ресурсов».

«Сейчас мы ожидаем информацию от государственных органов, а именно регуляторный документ с механикой действий. И изучаем акт и его соответствие текущему законодательству Украины», — рассказала представитель одного из крупнейших украинских операторов «Воля» Инна Калинина.

Победа Google и Facebook

Все сайты, которые подпадают под блокировку — это критическая масса пользователей украинского интернета, десятки миллионов человек, которые развивали бизнес и общались во «ВКонтакте», «Одноклассниках», почте Mail.Ru и других сервисах холдинга Mail.Ru Group, указывает совладелец и директор креативного агентства Grape Ukraine Юрий Гладкий.

Их запрет на территории Украины, по мнению предпринимателя, означает, что малый бизнес будет реализовывать свои товары и услуги через такие площадки, как Prom.ua и Olx.ua.

Бюджеты сегмента медиа, считает Гладкий, перераспределятся на Google и YouTube, а также Facebook и Instagram. Возрастет популярность и у мессенджеров Viber, Skype и Telegram. В последнем, как прогнозирует руководитель Grape Ukraine, появится больше каналов и новые боты, также открется окно возможностей для Snapchat. «Если у них есть стратегия захода на украинский рынок, то сейчас — идеальный момент», — добавляет Гладкий.

Крупнейшие интернет-магазины должны смотреть на то, как можно развить свою нишу до модели маркетплейса, продавая товары других предпринимателей, считает Гладкий. Он ожидает также всплеск интереса к конструкторам сайтов, как Wix. Они будут полезны тем, кому возможностей социальных сетей будет недостаточно, а нанимать агентства нет финансовой возможности.

Предприниматель уверен, что «ничего страшного не происходит», а у бизнеса есть время на переход и выбор альтернативы. «Я уверен, что миграция пользователей и бизнеса по альтернативным каналам общения и коммерции открывает массу новых возможностей. Время пересмотреть своё отношение и к потреблению контента, и к качеству его производства, чтобы его можно было масштабировать для разных площадок», — считает Гладкий.

Минусы и плюсы для Украины

Эксперты полагают, что в запрете российских сервисов содержатся как явные минусы, так и плюсы для Украины. В качестве самых негативных факторов — ограничение свободы слова и экономические последствия для бизнеса.

«Яндекс», «ВКонтакте» и Mail.ru находятся в топ-10 сайтов по посещаемости в украинском сегменте, потому украинские предприниматели активно работают с этим трафиком. Теперь же многие компании могут остаться без рекламных заказов, а их сотрудники — без работы.

Явные плюсы в том, что в состоянии «гибридной войны» украинских пользователей нужно ограничить в передаче своих персональных данных в Российскую Федерацию. Кроме того, деньги рекламодателей, которые ранее направлялись на «Вконтакте» и «Яндекс», теперь перераспределятся между Facebook и Google.

Ограничение «ВКонтакте» оставит огромное количество пользователей без музыки. Существует вероятность, что какую-то часть этой потребности покроют легальные стриминговые сервисы.

Администратор одного из крупнейших украинских сообществ «ВКонтакте» — «Типичный Киев» — Виктор Велла считает, что блокировку, которая вероятнее всего будет выполнена на уровне провайдера, пользователи смогут обойти с помощью анонимайзеров, VPN и прокси-сервисов. При этом он допускает, что вероятнее всего большинство участников соцсети не станут этого делать и перейдут на другие площадки.

Сейчас у себя во «ВКонтакте» администрация сообщества разместила прямые ссылки на страницы Facebook, Twitter, Instagram и Telegram. «Конечно же, любая цензура — это плохо. Будем, наверное, перенимать опыт Китая, где Facebook, YouTube и Twitter заблокированы», — добавляет Велла.

«Сообщество „ВКонтакте“ лучше всего монетизировалось, так как там больше всего пользователей. Теперь, думаю, большинство заказчиков обратят своё внимание на Twitter и Facebook, а мы, в свою очередь, поднимем там цены. Спрос рождает предложение. От этого и будем отталкиваться», — рассказал Виктор Велла.

По его мнению сложно прогнозировать, сколько времени потребуется пользователям и бизнесу, чтобы мигрировать из российских соцсетей на другие площадки.

«Скорее всего, за два-три месяца пользователи адаптируются к новым реалиям», — рассуждает Велла.

Больше всего, по его словам, пострадают представители малого бизнеса, которые существовали исключительно во «ВКонтакте». К ним относятся «мамочки в декретах», малые интернет-магазины и продавцы одежды. Велла считает, что так же сложно будет организаторам мероприятий, у которых были свои раскрученные площадки во «ВКонтакте», где успешно продавались билеты.

Незначительная доля для компаний

Сами компании из санкционного списка не видят причин для беспокойства, а украинскую долю считают незначительной в своей прибыли.

«Наших сотрудников, партнеров и клиентов на территории Украины мы хотим заверить, что все обязательства Mail.Ru Group будут исполняться перед ними в полном объеме», — говорится в официальном заявлении холдинга. Число пользователей своих площадок в Mail.Ru Group оценивают в 25 млн.

В «Яндексе» отметили, что бизнес группы компаний «очень большой», и санкции не окажут на него негативного влияния. Главным пострадавшим от санкций в ИТ-компании назвали «украинского пользователя».

В то же время аналитик «Промсвязьбанка» Илья Фролов прогнозирует, что предприятие от украинских санкций потеряет до 6,9 млрд рублей в 2017 году. Это около 9,1% от консолидированной выручки компании в 2016 году.

По данным аналитической компании «Открытие Капитал», украинский рынок приносит «Яндексу» не больше 3% от всей выручки.

Альтернатива «1С»

Беспокойство у бизнеса вызывает и присутствие в санкционном листе компании «1С» (как российское, так и украинское юрлицо), которая занимается разработкой программного обеспечения для реализации документооборота. В список вошла и «Скайлайн Софтвер», которая, по данным Ain.ua, занимается координацией работы сети компаний, распространяющих по франшизе продукты «1С» на территории Украины. Также под запретом оказались и другие представители и поставщики «1С» — «Єврософтпром», «Санлайн», «1С-Телур Модуль», «Альфа-Ком Софт», «1С-Рарус Софт Україна» и «Перший біт».

Глава «Скайлайн Софтвер» Вадим Мазура пояснил, что даже с учетом ограничений, клиенты, уже использующие программу, смогут и далее получать обновления и техническую поддержку. Однако компании ограничены только в продаже новых лицензий.

На украинской версии сайта «1С» говорится, что программа «1С:Предприятие» «полностью работоспособна, техническая поддержка работает в штатном режиме, все информационно-методологические ресурсы доступны для пользования».

В свою очередь, управляющий партнер SBT Systems Ukraine, вице-президент Ассоциации «ИТ Украины» Дмитрий Овчаренко заявил, что миграция с продуктов «1С» на другие аналогичные системы займет до одного года.

Бухгалтерское бюро «Стандарт» указывает, что программами «1С» активно пользуются и государственные служащие Украины.

По данным одного из крупнейших франчайзи российской системы ДП «Еврософтпром», в Украине программными продуктами «1С: Предприятие» пользуется около 300 тысяч компаний.

Основатель Ain.ua Артур Оруджалиев подчеркивает, что пока никто не знает, как именно будет выглядеть запрет, касается ли он только продажи или же поддержки и получения обновлений для «1С». «Альтернатива есть всегда, вопрос в том, за чей счет она будет происходить, и как долго на это потребуется времени и сил», — заключил собеседник издания.

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама