Накануне выхода в прокат украинского мистического триллера «Тени незабытых предков» режиссер картины Любомир Левицкий заявил: фильм — жанровая безделица для одного просмотра, не более того. Для украинских режиссеров подобное заявление нетипично: мало кто из них способен пожертвовать личными амбициями и снять аттракцион для зрителей, а не высокодуховное произведение. Что, впрочем, не означает, что они не способны на подвиги.
Когда в прошлом году на экраны вышел приключенческий экшен «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», его создатели особенно гордились тем, что часть фильма им удалось снять в горах на границе Аргентины и Чили. Для этого съемочная группа преодолела миллион препятствий, начиная с поиска денег на дорогостоящую экспедицию и заканчивая экстремальными условиями работы в горах. К тому же добираться из Украины в Южную Америку режиссер Михаил Ильенко и его команда решили не на самолете, а на яхте. Эпизод, в котором видны горы, длится примерно полторы минуты. Его можно было бы снять в Крыму, а затем довести до совершенства на компьютере — гениев, способных нарисовать в кадре что угодно, у нас уже хватает. Но тогда ведь не было бы возможности для подвига.
Из таких не всегда нужных геройств складывается весь отечественный кинопроцесс. Сценаристам, режиссерам, актерам и продюсерам на каждом этапе производства приходится бороться: то с безденежьем, то с бюрократией, то с прочими неблагоприятными обстоятельствами.
Иногда сражения длятся годами. Режиссер Николай Мащенко, например, свою историческую драму «Богдан Зиновій Хмельницький» снимал семь лет. А когда лента все же была завершена, оказалось, что подвиги были совершены зря.
«Богдан Зиновій» с треском провалился в прокате, при бюджете в 12 млн грн, собрав меньше 500 тыс. грн. «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» из потраченных на него 16 млн грн за полгода проката и иногда даже с повторным выходом в отдельных кинотеатрах вернул всего 2 млн грн.
Американский классик Билли Уайлдер как‑то сказал: «Если ваш фильм провалился в прокате, не обвиняйте в этом погоду, праздники, кинотеатры и зрителей. Просто вы сняли плохой фильм». Режиссер знал, о чем говорил: ему принадлежат хиты «Сабрина», «В джазе только девушки» и еще пара десятков других.
Конечно, Украина сегодня — это не США 1950‑х, у нас не так уж много кинотеатров, а отечественные фильмы в них показывают не всегда на самых удобных сеансах. Но ведь примеры коммерческих хитов все же есть. «Студия Квартал 95», к примеру, поставила на поток производство таких романтических комедий, как прошлогодняя «8 первых свиданий». Да, о художественной ценности тут говорить, может, и не уместно. Зато $ 9,1 млн сборов в СНГ при бюджете $ 2,3 млн весьма красноречивы: подвиги нужны только тем, кто их совершает, а успеха можно достичь и без геройства.