Політика

гражданское общество

Местные референдумы требуют отдельного закона — президент потребовал от депутатов поспешить с его принятием

Местные референдумы требуют отдельного закона — президент потребовал от депутатов поспешить с его принятием
Принятие закона о местном референдуме даст зеленый свет РЕШЕНИЮ вопросов изменения территорий населенных пунктов
Фото: Иван Черничкин

Президент Виктор Янукович настаивает на принятии закона о местном референдуме до 2014 г.

В то же время у депутатов Верховной Рады нет уверенности в том, что в текущем году закон будет принят.

Инициировать референдум могут 10 % жителей общины

Планом мер по реализации в 2013 г. стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества, утвержденным президентом во вторник, намечено, что закон о местном референдуме должен быть принят в нынешнем году.

Законопроект разработан Кабинетом министров и принят Верховной Радой VI созыва в первом чтении в апреле 2011 г. Он предусматривает возможность проведения трех видов местных референдумов: императивного, консультативного и повторного.

Решение императивного референдума имеет обязательный характер и высшую юридическую силу над актами местного самоуправления. Консультативный референдум проводится для определения мнения членов общин по вопросам местного значения. Его результаты учитываются при принятии решений органами местного самоуправления. Повторный референдум может состояться в случае признания императивного недействительным.

Инициировать проведение местного референдума могут 10 % жителей местной общины и органы местного самоуправления. При этом референдум о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского председателя назначается по требованию соответствующих советов; о досрочном прекращении полномочий местных советов — по требованию их председателей; относительно создания (не создания) районных в городе советов — половины от состава депутатов городского совета.

Референдум в Крыму требует отдельного порядка

Как рассказал «Капиталу» на правах анонимности один из членов координационного совета по вопросам развития гражданского общества при президенте, продолжается доработка положений этого законопроекта.

«При профильном парламентском комитете (по вопросам государственного строительства и развития местного самоуправления) создана рабочая группа, в которую вошли 42 человека, в том числе представители местного самоуправления и общественных организаций. Уже состоялось три заседания, завершен прием предложений, сейчас они отрабатываются», — сообщил собеседник.

Народный депутат Владимир Бондаренко («Батьківщина»), который возглавляет рабочую группу, рассказал «Капиталу», что принятый в первом чтении правительственный законопроект взят за основу для дальнейшей работы группы, однако ряд его положений, скорее всего, будет изменен и конкретизирован. В частности, по настоянию представителей местных властей будет отдельно расписан порядок проведения референдумов в Крыму. «Если тут не прописать, то потом придется принимать отдельный закон по референдуму в АРК», — добавил он.

Дискуссия развернулась относительно возможности вынесения на референдум вопросов недоверия председателю местного совета или всему его составу. «Я, например, считаю, что кадровые вопросы втягивать в местный референдум очень сложно, поскольку нынешняя система выборов создает определенные противоречия», — говорит депутат.

Среди других спорных тем — возможность вынесения на референдум вопроса изменения территорий, определения того, кто может считаться членом той или другой общины. «Его перспектива: до нового года возможно внесение отработанного законопроекта после согласования комитета, в зал», — прогнозирует Владимир Бондаренко.

Депутат Верховной Рады III‑VI созывов, член рабочей группы Юрий Ключковский отметил, что в конкретизации также нуждается определение вопросов местного значения, которые могут быть предметом референдума, и того, кто будет контролировать выполнение его решений.

При этом, по его словам, работе над законопроектом в определенной мере мешает то, что парламент функционирует с перебоями. «Пока что я не вижу в той дискуссии, которая происходит, какого‑то политического противостояния. Возможно, оно возникнет позже, в Верховной Раде все возможно», — заявил Юрий Ключковский «Капиталу».

Из‑за Всеукраинского референдума местные потеряли юридическую силу

Возможность проведения местных референдумов закреплена в Конституции, однако законодательно не урегулирована, поскольку закон «О Всеукраинском и местных референдумах» утратил силу в ноябре 2012 г., когда начал действовать закон «О Всеукраинском референдуме».

При этом законопроект «О Всеукраинском референдуме» подвергнут критике еврокомиссией «За демократию через право» (Венецианская комиссия). В ее выводах по итогам сессии, состоявшейся 14‑15 июня, отмечается, что положения закона, предусматривающие возможность внесения изменений в Конституцию исключительно решением референдума противоречат действующему Основному закону.

«Комиссия убеждена, что это будет вредным для конституционной стабильности и законности в Украине», — говорится в выводах. При этом министр юстиции Александр Лавринович считает норму о принятии поправок к Конституции на Всеукраинском референдуме законной.

 

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама