В течение этого времени Украина будет ежегодно снижать ввозную пошлину для европейских иномарок на 1 %, начиная с 10 %, так что к концу 2023 г. ставка окажется на нулевом уровне. При этом импортные пошлины для третьих стран-импортеров «легковушек», например, России и Японии, будут максимум 10 % как для новых, так и бывших в употреблении автомобилей с объемом двигателя не более 3 л, а также бывших в употреблении машин с двигателем более 3 л. Для новых автомобилей с объемом двигателя более 3 л пошлина составит не более 9 %.
Установление потолка для автопошлин на уровне 10 % означает, что Украине придется до ноября, когда планируется подписание соглашения, отказаться от нынешних спецпошлин на импорт машин. Напомним, с 13 апреля Украина ввела на три года специальные заградительные пошлины в размере 6,46 % на импорт легковых автомобилей с объемом двигателя 1‑1,5 л и 12,95 % с объемом двигателя 1,5‑2,2 л. Импорт машин с объемом двигателя до 1 л и свыше 2,2 л облагается пошлиной в 10 %, которой до введения спецпошлины облагались все «легковушки». Со своей стороны Киев уже признает готовность пересмотреть спецпошлины ради ЗСТ. «В зависимости от переговоров, которые будут проводиться на эту тему [с Евросоюзом], мы возьмем на себя обязательства изменить или отказаться от защитных мер через определенное время, месяцы или годы», — заявил на прошлой неделе заместитель министра иностранных дел Украины Виктор Майко.
Заслужить право
Но «особые условия», которые выторговал себе украинский автопром, заключаются не только и не столько в нестандартно длительном переходном периоде. Брюссель разрешит Украине как развивающемуся государству вводить временные меры для защиты внутреннего авторынка, начиная со второго года действия соглашения (с ноября 2014 г.) и вплоть до ноября 2028 г., то есть еще пять лет после окончания 10‑летнего переходного периода. По словам Тараса Качки, в этот период Киев сможет повышать ввозные пошлины обратно до 10 % для всего импорта легковых автомобилей свыше 45 тыс. шт. С учетом того, что из ЕС в нашу страну ввозится на две трети больше машин, этой возможностью Украина сможет пользоваться постоянно.
Правда, такая мера будет действовать с момента ее принятия только до конца текущего года, то есть ее придется постоянно возобновлять. А ее использование Украиной потребует предварительного одобрения от Брюсселя. Сначала Киеву придется провести специальное расследование, в ходе которого ему надо будет доказать, что в результате снижения пошлины объем импорта автомобилей из ЕС существенно растет и наносит ущерб национальной промышленности. Причем ему придется информировать Брюссель обо всем — об инициации расследования, о предварительных и окончательных выводах, а также предоставлять европейцам все соответствующие данные. После расследования Украина должна будет провести консультацию с представителями ЕС и только через 30 дней она сможет пустить в ход защитную меру, если Брюссель ее одобрит. По сути, процесс согласования этих действий соответствует тому, через который в подобном случае должна проходить любая страна — член ВТО, только в отношении исключительно ЕС. Так, именно игнорирование этой процедуры, прописанной в Соглашении о защитных мерах ВТО, ставили в упрек Украине ЕС и другие члены организации, когда Киев вводил в апреле спецпошлины на импорт автомобилей.
В обмен на зерно
Лояльность европейцев к защите украинского рынка от европейских автомобилей — своего рода «алаверды» Брюсселя на лояльность Киева к ограничению украинского импорта сельхозпродукции в ЕС — еще одного «особого условия», говорит Качка. В соглашении европейцы оговорили сохранение импортных квот в сфере сельского хозяйства, использование которых допускает и ВТО. Правда, применять их сможет и Украина. Но если украинцы хотят ограничить ввоз только трех видов аграрной продукции — свинины, мяса птицы и сахара, то европейцы стремятся квотировать ввоз свыше трех десятков видов товаров от зерна и мясо-молочной продукции до чеснока и грибов.
Как же украинские автопроизводители воспользуются данным им уникальным 15‑летним защитным периодом, заработанным за счет уступок отечественных аграриев? «Все заводы в Украине, «Богдан», ЗАЗ и «Еврокар», имеют абсолютно универсальные конвейеры, которые могут производить любой легковой автомобиль», — говорит пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля. А значит, за 15 лет они могли бы настроить в нашей стране как сбор авто, так и производство автомобилей, которые ввозятся из‑за рубежа, и избежать тяжелых последствий от обнуления импортных ставок после 2028 г. «Есть ходовые модели, которые мы в состоянии производить на украинских мощностях», — согласен Сергей Красуля. За примером далеко идти не надо. Так, Hyundai построил завод в Санкт-Петербурге, который сегодня производит автомобили Hyundai Accent для России и стран бывшего СССР. В Украине это самый продаваемый автомобиль, и ввозится он к нам из РФ. 15‑летняя передышка даст украинским автопроизводителям шанс начать производство Hyundai Accent и в нашей стране. Тем более, что впоследствии они смогут продавать их не только у нас, но и на европейском рынке, подчеркивает гендиректор AUTO-Consulting Олег Омельницкий.