Это началось несколько месяцев назад: в небольших белорусских городках начали массово появляться магазины, которые открывали выходцы из Средней Азии. Все эти магазины специализируются на торговле ширпотребом, в основном одеждой, меньше — обувью.
Белорусы уже прозвали эти магазины (а заодно и самих азиатских бизнесменов) «тюбетейками».
Отличительная особенность магазинов-«тюбетеек» — низкие цены. В разы ниже, чем у индивидуальных предпринимателей на местных вещевых рынках, не говоря уже про государственную торговлю, которая в Белоруссии сама по себе очень дорогая.
Как следствие, в «азиатские» магазины хлынула масса покупателей: товар в них оказался едва ли не единственным, что может себе позволить житель белорусской провинции, живущий за $100–150 в месяц.
«Эти магазины располагаются в небольших городах, потому что именно там нет крупных торговых центров с непродовольственными товарами. Только небольшие рынки, где у предпринимателей по 20–30 квадратных метров, — сказал директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Беларуси Анатолий Змитрович. — При этом цены у них такие, что белорусы конкурировать не могут».
По словам белорусских предпринимателей, магазины-«тюбетейки» работают без соответствующих документов, часто без кассовых аппаратов и оформления наемного труда. Вся реализуемая одежда — очень низкого качества, нет никаких бирок на товарах (или они перешиты), на ценниках не указана страна происхождения и состав, как правило нет сопроводительных документов, сертификатов.
«Чудес не бывает. Разница в 150–300% между ценой одного и того же товара у белорусских ИП и выходцев из Средней Азии невозможна при равных условиях работы. Эти ребята из Средней Азии, похоже, используют какие-то «черные» схемы, которые позволяют им уходить от издержек, — прокомментировал лидер общественной организации «Перспектива» Анатолий Шумченко. — Проще говоря, эти ребята работают по принципу Черкизовского рынка: привез — продал — деньги в карман. А по правилам, чтобы привезти товар в Беларусь, нужно заплатить 20% НДС, оформить сертификаты, обеспечить бирки — маркировку на товар, чтобы она совпадала с накладными, купить терминал, оформить наемных продавцов… По нашему мнению, азиатские торговцы всего этого избегают».
Но покупатели счастливы — они себе могут позволить то, чего им не могли предложить местные предприниматели, которые сами закупаются на оптовых рынках в Москве.
«Они работают с кассовыми аппаратами, но 90% реальной выручки идет мимо кассы. Предприниматели проверили, сколько там покупателей проходит на одну кассу и сколько пробивается чеков, — рассказывает Змитрович. — Так вот, чеки почти не пробиваются. Мы написали заявление в налоговую — проверить регистрацию кассовых аппаратов. Но эти магазины зарегистрированы в другом месте (например, работают в Гомельской области, а зарегистрированы в Минской), и районная инспекция не может проверить, стоят ли эти кассы на учете. А вот терминалов для приема банковских карточек у них вообще нет. Хотя всех белорусских предпринимателей заставляют ими пользоваться — и наказывают за их отсутствие».
Сегодня магазины-«тюбетейки» действуют уже в 110 белорусских райцентрах из 118. При этом собственных торговых площадей у них нет — обычно они получают их от госучреждений. Например, торговцы одеждой могут расположиться в холле поликлиники — прежде подобное в Беларуси сложно было даже представить.
Из Китая без документов
По мнению белорусских бизнес-союзов, скорее всего, товар китайского производства попадает в страну через одно из государств — членов ЕАЭС под видом товара для внутреннего пользования, без дальнейшего распространения по территории Евразийского союза.
«Если этот товар поступает из Китая, через таможенную территорию ЕАЭС, то он должен пройти таможенную очистку. Есть методы тарифного и нетарифного регулирования, которые применяются, плюс с таможенного склада нельзя забрать товар без предъявления таможенного сертификата (или декларации соответствия), — объясняет Анатолий Змитрович. — Но раз они не могут здесь предъявить сертификаты, значит, товар поступает без сертификации, без оформления».
Получить какой-либо комментарий у менеджеров магазинов-«тюбетеек» не получается — при виде журналиста они моментально «забывают» русский язык. А наемные белорусские продавцы от вопросов убегают в подсобку.
В свою очередь, в министерстве торговли Беларуси на вопросы смогли ответить только одно: «Сейчас мы разбираемся в ситуации, пока ничего определенно сказать не можем».
При помощи местных властей
По словам бизнесменов, неожиданная торговая активность азиатов в белорусской провинции была бы невозможна без прямой и явной поддержки со стороны местных властей. «Местные органы власти утверждают, что ничего не могут сделать, потому что наложен мораторий на проверки новых фирм и предпринимателей. Хотя еще год назад они же за отсутствие маркировки по 40 миллионов штрафа давали», — говорит Анатолий Шумченко.
Местные предприниматели уверены, что не обошлось без взяток. «В провинции у всех зарплаты маленькие. Поэтому если эти новые торговцы $50 дадут кому-то из управления торговли в исполкоме — так те их будут правдами и неправдами защищать», — сказал один из белорусских продавцов на вещевом рынке в Молодечно.
Происходящее сейчас стало возможно в том числе потому, что белорусское правительство за последние несколько лет приложило немало усилий, чтобы минимизировать число торгующих на вещевых рынках. Белорусский президент, ранее называвший бизнесменов «вшивыми блохами» и «этими жуликами», издал ряд указов (имеющих силу закона), которые радикально усложнили жизнь ИП. Например, о необходимости иметь оригиналы сертификатов даже на самую маленькую партию из нескольких штук товара, платить 20% ввозного НДС независимо от результатов торговли.