Введение новых правил размещения наружной рекламы продвигают сразу двумя фронтами — через парламент и Кабинет министров. Вчера министр внутренних дел Виталий Захарченко вынес на рассмотрение правительства законопроект с изменениями в закон о рекламе. Документ существенно ужесточает правила размещения «наружки», запрещая, среди прочего, установку рекламных конструкций вне населенных пунктов на расстоянии менее 10 м от края проезжей части вместо нынешних 5 м.
Запрет также распространяется на размещение рекламы на тротуарах, велосипедных, пешеходных дорожках и аллеях. Размещать рекламу не смогут и над проезжей частью автодорог с помощью так называемых растяжек. Кабмин поддержал инициативу МВД, несмотря на то что против законопроекта высказались в Министерстве финансов — единственном из министерств, которое отказалось согласовывать документ, предложив направить его на доработку.
Регламентные споры
Интересно, что в конце мая аналогичный документ в Верховной Раде зарегистрировал народный депутат Антон Яценко (Партия регионов). Оба законопроекта предусматривают единую цель — сократить аварийность на дорогах, убрав рекламу, которая отвлекает водителей. Примечательно, что это предусмотрено президентским национальным планом действий по реализации программы экономических реформ на 2010‑2014 г., а МВД ответственно за реализацию этого положения. И, согласно плану, уже в июне проект закона должен быть принят.
Теперь для того чтобы предложенный МВД документ зарегистрировали в Раде, Антон Яценко должен отозвать свой. Но, как сообщил вчера «Капиталу» сам парламентарий, он этого делать не намерен. Впрочем, источник издания в секретариате Кабмина предположил, что депутат зарегистрировал аналогичный законопроект с подачи МВД, для которого не принципиально, каким образом он будет принят. «Когда министерство — главный разработчик подает документ на согласование, у него могут возникнуть проблемы с другими заинтересованными министерствами, и время может быть потеряно. Поэтому иногда через депутатов, с которыми налажены хорошие связи, законопроект вносится сразу в парламент. Это распространенная практика, и в этом нет ничего необычного», — разъяснил правительственный чиновник.
Риск для отрасли
В Государственной службе по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства поддерживают предложение МВД ужесточить правила размещения внешней рекламы. Председатель ведомства Михаил Бродский еще в 2011 г. выступал с подобными инициативами, однако тогда ему не удалось найти поддержку у правительства. «Рекламные щиты вдоль дороги не должны отвлекать водителей, как это обычно бывает. Если конструкции находятся в «зоне опасности», пусть передвигают», — отметил Михаил Бродский.
Однако участники рекламного рынка не поддерживают такую инициативу. Председатель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко в беседе с «Капиталом» ранее отмечал, что в случае принятия инициируемых изменений отрасль внешней рекламы будет уничтожена, поскольку ограничения коснутся 90 % конструкций. При этом перенос одной конструкции обойдется операторам в 7,5 тыс. грн. К тому же, по словам эксперта, многие компании не смогут вложить столько средств, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми правилами.
Артем Биденко также прогнозирует, что в результате нововведений сократится количество рекламных носителей, а это приведет к потерям местных бюджетов, в которые поступает плата за разрешения. Впрочем, эксперт по местным бюджетам Ассоциации городов Украины Александр Слобожан считает, что казна муниципалитетов от возможных перемен не обеднеет. «Место для рекламы все равно найдут. Если есть спрос, будет предложение. Просто процедура установки будет более жесткой», — говорит собеседник.
Единственным утешением для операторов наружной рекламы может служить тот факт, что в обоих законопроектах предусмотрен переходный период. До истечения срока действия договоров, подписанных до вступления в силу закона, предприниматели смогут работать по старым правилам. Однако если документ примут еще в нынешнем году, уже в 2014 г. рекламщикам придется переносить свои конструкции, так как договоры на размещение рекламы заключаются зачастую не более чем на один год.